5 секретов эффективной коммуникации с малышом
Секрет первый. «Сколько тебе годиков?»
Есть значимые отличия — что может, что хочет и что важно для малыша в возрасте 2-3 года и что для ребенка 4-6 лет.
Развитие ребенка будет проходить нормативно (т.е. хорошо, полезно и правильно), если ему давать и помогать делать то, что соответствует его возрастному периоду. Тогда он сможет сформировать навыки, которые пригодятся на следующем возрастном этапе, а значит — пройдет и этот свой этап успешно.
Основная задача ребенка в возрасте 2-3 лет — «предметно-манипулятивная деятельность». Знакомая картина — в ход идут не только игрушки, а еще и кастрюльки, мочалки, тапки, многотерпящий котик или собака, все это вместе или попеременно тянется в рот, маленький исследователь изучает способность предметов звучать и ломаться. Ребенок узнает предметы со всех сторон и занимается наисерьезнейшим делом — развивает познавательные процессы и овладевает речью.
Представим теперь подросшего малыша в 4-6 лет. Главный его интерес — игра, через нее ребенок учится способам взаимодействия, проявления. В этот период у него снова архиважное занятие — ему необходимо познавать отношения с социумом и тренировать потребностно-мотивационную сферу психики. Ведь впереди обучение в школе.
Думаю, что вы уже готовы отвечать на вопрос — что будет радовать сына или дочку в каждом возрасте в детском саду. А как это лучше сделать — можно узнать, прочитав статью до конца.
Если малыш идет в сад в 2-3 года, расскажите и заинтересуйте его разными игрушками и предметами, которые он увидит в группе или на площадке и которых нет дома.
Для ребенка в 4-6 лет интересным станет появление в его окружении сверстников, с которыми можно играть в разные игры в помещении и на улице, занятия танцами, пением, рисованием и физкультурой.
Секрет второй. «Давай играть!»
Лучший мотиватор для ребенка — Игра. И она же будет лучшим тренером тех навыков, которым необходимо развиться. Поэтому преподнести детский сад как место для игр (а не место, где его оставят одного, без мамы-папы) — хорошая стратегия.
Малышу 2-3 лет знакома и интересна исследовательская игра: «А какие там разноцветные кубики! И мячики всех размеров, куклы в разных одежках. Смотри сколько машинок, а вон на площадке и горка, и песочница, и качели разные, совочки, формочки и ведерки! Ух, сколько куличиков можно налепить, вот я удивлюсь вечером»
Ребенку 4-6 лет уже интереснее играть в ролевые игры. Они помогают ему осваивать стратегии поведения в социуме — знакомиться, делиться, дружить, ссориться и мириться, разыгрывать разные роли («строить дом», «летать в космос», «ходить в магазин», «варить суп», «продавать мороженое», «дрессировать тигра» и многое другое). В игре выращивается его смелость, вера в себя — «Я все могу».
Секрет третий. «Я не знаю, что со мной»
Ребенок пока не умеет индентифицировать, что именно с ним происходит — ему страшно или грустно, он злиться или обижен. Будьте рядом в моменты, когда с ним что-то происходит (хочется спать, а надо вставать и идти в садик; по дороге увидели большую собаку и она внезапно залаяла; кто-то не поделился игрушкой в группе или стукнул лопаткой) и проговаривайте его чувства за него. Это и объяснение, что с ним происходит внутри, и ваша поддержка — вы его понимаете, вы рядом. Например: «Я вижу, что тебе грустно и не хочется вставать, выходить из дома и идти в сад. Как думаешь, у всех сегодня такое настроение? А у кого может быть веселое? Давай спросим — может есть какой-то секрет как развеселиться, и ты тоже научишься?»
Секрет четвертый. «Свет мой, зеркальце, скажи»
Расспрашивайте что хорошего произошло сегодня у ребенка в саду — как и с кем играл, какие занятия нравиться, а какие нет.
Через физкультуру, танцы, пение — можно найти ресурсность для малыша. С помощью телесных упражнений / действий возвращать или поддерживать хорошее состояние и расположение духа. Если ребенок любит рисовать, то в ваших руках инструмент, который мягко поможет узнать, что происходит у малыша внутри. Внимательному взрослому рисунок расскажет многое. А ребенку позволит выплеснуть на бумагу то, что его возможно тревожит.
Секрет пятый. Самый важный. «Тяжело в ученье, легко в бою»
Начните готовиться к походу в сад заранее, за несколько недель до первого посещения. И снова здесь в помощь игра — «в детский сад». Полезно проигрывать с ребёнком с помощью игрушек те ситуации, которые ему в скором времени придется проживать. Например: плюшевый мишка пришел в садик и познакомился там со слоненком, котиком и щенком ("Привет! Как тебя зовут? А меня Миша. А во что ты любишь играть? В машинки! — Ух ты как здорово! А я люблю играть в зоопарк. Давай поиграем сначала в машинки, а потом в зоопарк). И далее развивать сюжет знакомства, совместной игры-дружбы — как они играли на детской площадке, как кушали суп и кашу, как ложились в кроватки и слушали сказку, пели и танцевали на празднике, а может быть и спорили.
Такие игры помогут малышу заранее научиться разным стратегиям поведения в ситуациях, которые ждут его детском саду. Когда он столкнется с ними в реальности — у него уже будет опыт, пусть и игровой, но он не менее ценен. Ведь для ребенка игра — это не по-нарошку, это всерьез.
Кстати, такую же стратегию можно применять, если в сад не ходили из-за болезни или после летних каникул — дать ребенку войти в роль, приобрести уверенность, что он умеет, что это не страшно, а интересно.
Попробуйте такой «коктейль из секретных ингредиентов», чтобы справиться со слезами перед детским садом. А если будут сложности или нестандартные ситуации, вам поможет специалист.