Как рождается сценарий?
Над созданием ролика могут работать лучшие операторы, режиссеры, дизайнеры, композеры, звукорежиссеры или аниматоры, но они трудятся в направлении, заданном сценаристом. Таким образом, если идея продумана и грамотно выстроена, то все дальнейшие таланты только огранят ее бриллиант. Иначе видео не оправдает вложенных в него времени и денег. Как же работает тот, на ком лежит наибольшая ответственность за результат?
Работу сценаристов VIA можно разделить на три этапа.
1. Собираем информацию.
Во-первых, чтобы написать сценарий, который будет продавать именно этот продукт (услугу) именно этой компании, мы должны получить исчерпывающее представление о них. Особенно для нас важны преимущества клиента по сравнению с конкурентами, его «фишки», ведь именно они вдохновляют нас на Идею (об этом чуть позже).
Во-вторых, будущий ролик – это общее детище клиента и агентства. Поэтому мы хотим знать, каким его видит заказчик: какие задачи он должен решить, какие идеи донести, какие процессы (персонажей) показать, какую терминологию использовать.
Наконец, нам необходимы еще две группы параметров – тип и длина ролика, а также его целевая аудитория и особенности обращения к ней.
2. Вынашиваем Идею.
Теперь нам нужно соединить получившиеся паззлы информации в единую картину, и в этом помогает Идея. Иногда она рождается в тот же вечер, но чаще на поиск вдохновения уходит несколько дней. В это время сценарист раз за разом прокручивает в голове все опорные пункты и мысленно ищет их точки соприкосновения. Затем откладывает этот проект и занимается чем-то другим: обычно, чтобы найти решение, нужно, в каком-то смысле, выйти из системы. Озарение зачастую приходит в самый неожиданный момент, и Идея связывает воедино все прежде разрозненные элементы.
Порой на Идею может натолкнуть не обдумывание элементов, а изучение дополнительной информации. Например, изготовление кирпичей методом пластического формования оказалось похоже на выпекание сладостей в духовке. Эта параллель легла в основу ролика для компании «Строй Керамика Сервис».
3. Излагаем мысли
Когда у нас появилась Идея, это еще не конец работы. Прежде чем фиксировать сценарий, нужно схематично представить себе весь ролик: кто и что делает, с чего видео начинается и чем заканчивается. Как только скелет готов, мы можем приступать к изложению мыслей, добавляя детали: переходы, движения персонажей, изменения ракурсов и планов и т.п. Во время написания воображение должно внимательно следить за тем, чтобы один кадр логично следовал за другим, не вызывая недоумения зрителя. Либо одновременно с видеорядом, либо после него мы создаем закадровый текст (особенно удачным он выходит, если представить себе его звучание, с задуманным тембром, темпом, акцентами и паузами). В конце мы редактируем получившийся сценарий: проверяем порядок событий, улучшаем стиль и избавляемся от ненужных утяжеляющих слов.