Как помогает и вредит логическая ошибка «Случай из жизни»
Максим Михайличенко - руководитель «Веб-Эталон»
Говорят, если написать "Навальный", то снег уберут :-)
Аргументировать выводы личным опытом или общеизвестным случаем без привязки к статистике - логическая ошибка.
Мы вводим в заблуждения себя сами или поддаемся на манипуляции со стороны.
Самостоятельное заблуждение
Ошибка проявляется, когда мы считаем, что вот с нами это произошло, значит это правило. Например, блоггеру Ирине нравится, когда в рекламе к ней обращаются с уважением. А тут такой случай:
Ирина безжалостна к Михаилу
Она сделала вывод только по своему ощущению - может верный, а может и нет. Как гипотеза для проверки сгодится, но называть это правилом еще рано. В идеале, надо провести А/Б-тестирование.
Основываясь только на личном опыте без статистики, можно наворотить ошибок и упустить прибыль.
Или вот другой пример. Когда-то adme.ru был отличным сборником рекламного креатива, потом сменил стратегию и стал публиковать попсовый материал. Теперь у него армия фанатов. Но это не значит, что каждый маркетинговый портал увеличит посещаемость, изменив тематику постов.
Манипуляции со стороны
Проявляется в маркетинге или просто в споре, когда кто-то скажет, что с ним или его братом/сватом это было, значит это закономерность. Например, у Максима Ильяхова есть промо-страница «Как повысить себе зарплату». Сами советы не буду разбирать. Мое внимание привлекли комментарии:
Irina Salavatova просит кейсы
Сразу видим 2 манипуляции - ошибка выжившего и случай из жизни. Авторы считают, что личный опыт - железобетонный аргумент. И хотя это всегда манипуляция, ее можно использовать в маркетинге.
При этом убеждать можно сильнее. Случай из жизни: У меня получилось и у вас получится. Социальное доказательство: Курс прошли 400 студентов. 90% из них повысили зарплату в 2 раза.