Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Корпоративное приложение для сотрудников
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
32
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

23
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

13
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

11
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

9
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

9
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Алена Владимирская о том, что ждет кадровый рынок в кризисный 2016 год

739 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Мы поговорили с основательницей рекрутингового агентства Pruffi и самым известным хантером России Аленой Владимирской о том, что ждет кадровый рынок в условиях кризиса.

Алена Владимирская – основательница рекрутингового агентства Pruffi, которое специализируется на подборе топ-менеджеров в интернет-компании. Руководила проектом Работа.ру, возглавляла направление поиска талантов в Mail.Ru Group. Обладатель премии «HR-бренда» Лучшие работодатели России. Последний проект Алены – курсы по самозащите от работодателя «Антирабство».

b_56a218b28e8fa.jpg

Алёна Владимирская

О трех стадиях увольнения в кризис

У любого кризиса есть три стадии сокращения персонала. Мы сейчас находимся в конце первой. Суть ее в чем сначала работников увольняют на истерике, то есть собственники бизнеса понимают, что они вошли в кризис и начинают сокращать все, что не дает прибыли. А соответственно, на истерике можно урезать штат чуть больше, чем нужно, или даже намного больше.

После вот этой первой волны работников, тех самых или уже других, компании берут обратно, потому что выясняется, что сократили слишком многих. Например, уволили всех юристов, а работать некому.

Поэтому сейчас вакансий стало реально чуть больше, но на самом деле это просто отскок, конец первой стадии увольнения.

Потом, в середине кризиса, бывает еще вторая стадия. Собственники понимают, что те люди, которые в компании уже очень давно, не могут эффективно работать в кризис, просто не умеют. Это в основном касается топов и мидл-менеджеров их меняют на других, более «кризисных». А они, приходя в команды, реструктуризируют их дальше: сокращают, набирают, меняют свои подразделения.

«Иногда бывают очень тоскливые дни. Нереально тоскливые… Многие женщины в такие дни вяжут или пекут. А я. Я ищу самые интересные вакансии для вас. Ничего не успокаивает так, как хороший ресеч».

И третья волна, она случается уже в конце кризиса. Собственники бизнеса снова меняют топов и мидл-менеджеров – тех, кто был нужен для выживания, на тех, кто будет развивать компанию дальше. И снова приходят новые люди.

Это стандартная история в обычный кризис. У нас он немного необычный, потому что не только экономический, но и политический. Но в любом случае, я думаю, что ничего хорошего кадровому рынку в этом году ждать не стоит.

В каких сферах работникам придется тяжелее всего

Традиционно хорошо себя чувствует рынок IT и интернета, потому что он международный, его сложнее выбить из колеи. Неплохо дела идут у низового ритейла, особенного продуктового такие магазины, как сеть «Магнит», в кризис быстро растут, потому что люди идут из дорогих магазинов в дешевые.

На подъеме коллекторский бизнес – компании у нас все аккредитованные, выбивают долги, зарабатывают деньги.

Неплохо идут дела в аграрном секторе, где активно развивается импортозамещение. Туда пришли государственные средства, там есть развитие, новые технологии. К тому же продукты покупать будут всегда.

Несмотря на то, что в госсекторе тоже есть сокращения, там сейчас в принципе хорошо. У государства деньги есть.

«Баннер «Ненавидишь свою работу?» имеет в фб CTR 5,88 %. Это все, что вы должны знать о вас».

При этом пострадает все, что связано с luxury и со всем премиальным сегментом. Это касается покупок дорогих украшений, шуб, часов всего, от чего можно отказаться. Туда же пластическая хирургия год-два можно обойтись и без нового подбородка.

Продолжит страдания автомобильный бизнес, потому что людям в основном интересны иностранные машины, которые дилеры покупают за евро. То есть если еще недавно была тенденция менять авто раз в три года, то она закончилась.

На первом пике кризиса хорошо себя чувствовали строители, но сейчас им будет намного хуже. Поначалу люди бросились спасать свои деньги и вкладывали их в жилье. Квартиры раскупили, деньги закончились а по новым ценам их не покупают.

Плохо в медиа, пиаре как производном от медиа. Очень плохо в туристической отрасли люди просто перестают путешествовать, либо ездят отдыхать к родственникам.

О жестокости и о том, что сейчас делать HR

Дураки те эйчары, которые считают, что у них в кризис есть только две функции – нанимать и выживать. Самые крупные карьеры в HR строились как раз во время кризиса. Нужно очень четко понимать: сейчас основной cost fond – это фонд оплаты труда. Из людей нужно вытягивать большее за меньшие деньги, увольняя неэффективных сотрудников.

Роль эйчара сейчас огромна: вырастает роль нематериальной мотивации, анализа, аттестации – все идет в ход.

«Опытный рекрутер из самого скучного и зажатого вас вытащит либо оффер, либо анекдот для фб»

При этом в этой истории забудьте о просто хороших людях, которых жалко увольнять. Если эйчару нравится Маша – это не повод, чтобы Маша работала в этой компании. Это не значит, что к людям нужно относиться жестоко, просто нужно внедрять правильную систему оценки по принципу полезности. Каждая компания ставит цели вот эти люди нас к ней приближают, а вот эти – нет. Поэтому худшие уходят, лучшие остаются – так не только во время кризиса должно быть. При этом, конечно, остаются социальные факторы одинокую мать с тремя детьми вряд ли стоит увольнять.

Тем не менее компания должна обновляться, в ней должно быть минимальное количество балласта и, соответственно, максимальное – качественных людей. Вспомните принцип Google, который позволяет ему хорошо развиваться, – каждый год 10 % худших сотрудников увольняют, с ними просто не продлевают контракт.

Это история не о жестокости. Просто эйчар должен понимать, что он – составляющая бизнеса, наемный инструмент, который этот бизнес развивает, сохраняет и приумножает. Если ты только работаешь с резюме и проводишь собеседования – то тогда нужно называться соответственно. Ты – рекрутер, инспектор по кадрам, но не HR.

О том, если HR на собеседовании спрашивает «Когда собираетесь замуж и рожать детей?»: «Вопрос дурной, потому что любая девушка знает – сегодня она замуж не собирается, а завтра встречает в трамвае принца – и бац, уже невеста. С беременностью тоже всякое бывает. Вечером не хотела детей, а утром бац – и радостно гуглит каталог колясок. И эйчар, не понимающий этого, – ну как минимум либо совсем юн, либо совсем неумен».

О том, как вести себя в кризис работникам

– Мы в последние годы были слишком избалованы, в отличие от тех же европейских соискателей. Чаще всего работник думал, что если его что-то не устраивает или его уволят – да ради бога, уйду, найду другую работу, и моя зарплата будет, возможно, даже выше.

Сейчас совсем другая ситуация. Поэтому нужно понимать, как будет дальше развиваться твоя отрасль и тоже развиваться в этом направлении, постоянно учиться, прокачивать свой профессиональный скил, свою репутацию – и, тем самым, повышать свою ценность.

При этом очень ответственно подходить к своей карьере. Когда я руководила сайтом «Работа.ру», в компании случился конфликт, директор департамента поругался с руководством, хлопнул дверью и ушел. И мы всей командой встали и ушли за ним, хотя идти было некуда. Сейчас я понимаю, что это была не гордость, а дурость. Одно дело, когда вы полностью разделяете ценности человека, понимаете, что с его уходом все изменится, поэтому тоже уходите. И совсем другое, когда это русская привычка: Ваня пошел – и я пошел. Нужно ответственно относиться к своей карьере – всегда, не только в кризис.

«Никогда не бывает, что компания добрая и пушистая, а на входе стрессовое собеседование. Эйчар – лицо компании. Поэтому, если вам устроили унижение на отборе, унижать будут в компании до тех пор, пока вы не станете биг-боссом и не начнете унижать сами».

Другое дело, что может так случиться, что ты прекрасный специалист, но твоя компания обанкротилась. Поэтому нужно очень четко усвоить, что искать работу, – это тоже работа. Важно учиться продавать себя – это полезный скил.

Как искать первое место работы

Начинать работать нужно как можно раньше, пока вы учитесь в университете. Если у вас к моменту окончания вуза есть опыт работы по специальности, хоть стажерский, за который вам не платили, – это очень хорошо.

Второе – при поиске нужно напрягать как можно больше ваших знакомых, друзей, родителей, знакомых родителей. Из серии «подскажите мне, порекомендуйте меня на вакансию». У родителей стыдно просить деньги, а спрашивать о работе не стыдно – на первое место часто трудоустроиться очень сложно. И при прочих равных, когда у вас нет опыта, выбирают тех, кого порекомендуют люди, которым доверяют HR.

«Я очень много сейчас рассказываю о профессиях будущего, профориентации и прочем. Так вот, если вы не хотите, чтобы ваши дети были безработными, не отправляйте их в мечты своего прошлого – не тащите на первую работу в Газпром, голодать же через 5 лет будут!»

В-третьих, нужно максимально пытаться засветиться в тех компаниях, которые вам потенциально интересны, – через вузовских преподавателей, стажировки и так далее.

Причем выбирайте компании не по бренду, а те, где вас будут растить. Ходите на собеседования, смотрите – это очень важно. В большой брендовой компании можно годами перебирать бумажки, а в средней может попасться хороший наставник, который многому научит, и карьера пойдет очень быстро. Очень важно выбирать людей, которые будут тебя коучить.

Оригинал статьи в нашем блоге. Подписывайтесь на WISP в социальных сетях: Facebook и ВКонтакте!

+1
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать