Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 094 9 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Главная ошибка маркетинга или что ждет нас в будущем году?

Когда в кружке пенится «Старопрамен», а за окном чернеет ночная Прага, хочется написать о чем-нибудь более или менее абстрактном. Предлагаю всем немного расслабиться и поразмышлять о том, что ждет нас в 2016 году.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Позволю себе начать с небольшой истории. Ее любят рассказывать те, кто смог побывать на обоих московских семинарах Филиппа Котлера в 2003 и 2014 гг. Свое выступление на первой он начал со следующей фразы:

- Господа, если вы хотите за год удвоить продажи, немедленно создайте в своей компании отдел маркетинга.

На второй – со следующей:

- Господа, если вы хотите за год удвоить свои продажи, немедленно ликвидируйте отдел маркетинга вашей компании.

Не берусь утверждать, правдива эта история или нет, хоть мне и приходилось слышать ее от разных людей.

Так или иначе, сложно спорить с тем, что маркетологи, рекламные агенты, специалисты по продажам, в конце концов, копирайтеры, процветают (или выживают, как угодно) во многом именно за счет всеобщей веры в их в некотором смысле просто магические силы. За последние два года неустанной, не побоюсь этого слова, работы я имел дело с очень многими коллегами, обладавшими неутомимым и поразительно оптимистичным настроем. Наверняка каждый из вас читал в последнее время статьи вроде «Кризис существует только в наших головах», «10 способов забыть про кризис», «Как заработать, когда все теряют деньги» и т. д.

Подобные шедевры в основном были написаны как раз этими моими коллегами. Многие из которых в результате, к сожалению, будут праздновать Новый Год без черной икры. Шучу, конечно, у меня ее тоже не будет. Итак, давайте будем последовательны и поразмыслим над нашим прошлым, настоящим и будущим.

Так есть ли кризис?

А вы как думаете? Чуть ли не полтора миллиона человек остались без работы, рубль упал в два с половиной раза, продукты в магазинах подорожали от 40 до 80 процентов. Новости переполнены рассказами об импортозамещении, подвигах российских селян и т. д. Поверьте, достаточно вам будет выпить кружку пива в пражском баре, в котором сейчас сижу я, чтобы забыть о наших успехах в области замещения иностранных продуктов. А когда вам принесут счет, и вы почувствуете, что год назад заплатили бы вдвое меньше, развеются последние сомнения. Так что кризис не то что есть. Он буквально правит бал. И никакая маркетинговая магия не способна, увы, заставить его исчезнуть без следа.

Неужели все кончено и маркетинг больше не нужен?

Ну, не стоит быть настолько уж пессимистами, друзья мои. Давайте-ка лучше вспомним о том, что такое маркетинг, а не станем сводить его к более или менее удачным попыткам продвижения любых видов товаров и услуг на рынок.

Очень грубо и условно подытоживая прочтенное в сотнях тематических книг и изданий, скажу так: маркетинг – это вся работа вашей организации, кроме производства продукта и деятельности по обслуживанию: юридической, бухгалтерской и т. д. А у чему маркетинг обычно сводим мы? Правильно – к продвижению товара.

Большая часть клиентов, с которыми мне приходилось иметь дело, приходят к специалистам моего профиля примерно с такой фразой: «Привет. Я придумал ХХХ. Сделай мне такой текст, чтобы каждый, кто его прочтет, захотел купить мой товар!». Я даже смог рассчитать примерный срок жизни компаний таких клиентов – 2,5 месяца с дня запуска проекта в 2015 году. При этом, еще пару лет назад многие из них вполне неплохо существовали. В чем же причина такого сокращения «средней продолжительность жизни»?

Богатые не столько плачут, сколько покупают.

Существует огромная разница между богатыми и бедными народами. Знаете, каковы самые успешные торговые проекты в США в последние годы? Один из них – торговля VIP-зубочистками, другой – ежедневная доставка одноразовых бритв. Остальные, надо сказать, не сильно лучше. Такие виды бизнеса вполне успешно чувствуют себя в Штатах или в какой-нибудь Франции и прочих Монако. Немцы с их природной жадностью будут покупать хуже, но тут вопрос лишь в том, донесете ли вы ценность продукта. А вот попробуйте продать даже самые идеальные зубочистки где-нибудь в Гане, Вьетнаме или Азербайджане. В лучшем случае вас просто проигнорируют.

Истина очень проста – чем беднее народ, тем хуже он покупает ненужные ему товары. А мы привыкли, очень сильно привыкли торговать средствами для роста волос, дорогой одеждой, украшениями, страховками на все случаи жизни и фенечками на Айфоны.

Чтобы создавать и развивать новые проекты, просто необходимо как можно дальше уйти от глубоко ошибочного мнения о богатстве россиян. Я призываю вас, мои клиенты и мои коллеги, не к тому, чтобы смириться с кризисом, посыпать волосы пеплом и уйти в монастыри, а к тому, чтобы признать его существование в России и действовать исходя из такого признания. Не нравится? Не читайте дальше, не настаиваю. Согласны? Тогда вернемся к маркетингу.

С чего начнем?

Первая, так часто игнорируемая функция маркетинга, состоит не в том, чтобы продать товар, а в том, чтобы вообще понять, нужен ли он кому-то, кроме вас. Большая часть клиентов, описанных мной выше, просто игнорировали мои вопросы типа: «Вы проводили исследование рынка?», «Вы изучали опыт конкурентов» или, в конце концов, «Вы можете спросить 150 своих друзей в Facebook, купили бы они ваш товар?».

Человек устроен весьма и весьма примитивно. Помните старое «Мы все глядим в Наполеоны…»? Решая заняться чем-то для себя новым, мы просто вычеркиваем из головы все сомнения. На этом, кстати, основано множество школ коучинга, которые кричат вам на каждом углу:

Занимайтесь тем, чем вам хочется!

Если не получилось у других, они просто не стремились к результату!

Забудьте о советах! Ваши советчики просто боятся пробовать новое!

Полагаю, общую идею вы уловили. Все эти советы прекрасно подходят тем, кто планирует умотать в Таиланд и провести там зиму или две, купаясь в волнах Сиамского залива и потребляя тоннами местный бренди. Но во имя всего святого, если вы хотите делать бизнес, делайте бизнес, а самоутверждением займитесь на сессиях садо-мазо или кулинарных курсах. Бизнес – это торговля. Торговля – это в первую очередь создание стоящего товара. Создание стоящего товара возможно только тогда, когда вы точно знаете, какой товар нужен вашей аудитории.

А вашей аудитории, людям, доходы которых уменьшились в два с лишним раза, больше не нужны дорогие украшения. Они не хотят и не могут покупать индивидуальные туры по Золотому Кольцу. Их бесит, когда им впаривают страхование от венерических заболеваний. Ну и так далее.

С Рождеством!

Поскольку пиво ощутимо начинает действовать, позволю себе подытожить сказанное простым советом заказчикам и коллегам.

Дорогие клиенты, обращаясь к маркетологам, копирайтерам и прочая и прочая, попросите их прежде всего не «создавать убойные коммерческие предложения, УТП, заголовки и тексты для сайта», а провести хотя бы самую простую работу, чтобы выяснить, нужен ли ваш товар людям и компаниями. Если нет, просто выберите другой товар – вы потратите куда меньше денег и сможете вложить их во что-то более стоящее. Возможно, именно в то, что сделает вас миллионером.

Дорогие коллеги, когда заказчик обратится к вам с просьбой «написать убойное коммерческое предложение, УТП, заголовок и текст для сайта», будьте честны с ним. Подумайте сперва, сможет ли ваша работа на самом деле помочь ему в развитии бизнеса или она просто даст вам возможность немного заработать. Сейчас я постоянно работаю только с пятью и шестью клиентами, с теми, кто задавался вопросами, а не требовал продать непонятно что непонятно кому. И знаете, честность окупается. Всем спасибо.

P. S. Мне принесли счет. Да, леди и джентльмены, кризис действительно существует.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Дмитрий Сорокин
Не понял, неужели пражское пиво подорожало?
Ответить
Честное слово
Авторский проект на тему честного копирайтинга
Wampir 30140
Нет, конечно. В кронах оно стоит ровно столько же, сколько стоило раньше. В рублях - да, ненамного))))
Ответить
Надежда Лимонникова
Двоякое впечатление от статьи. Вроде, всё правильно и читать интересно, а что-то не так.

Про главную ошибку понятно. Бизнес делается от продукта, а не от клиента.

Непонятно, что ждёт нас в следующем году? Или ответ на этот вопрос зависит от того, каким путём мы пойдём: будем ли строчить бездумно тексты обо всех продуктах, даже тех, которые нельзя будет продать, или подскажем клиенту, что он немного не туда смотрит?
Ответить
Честное слово
Авторский проект на тему честного копирайтинга
Wampir 30140
Надежда, салют! Тема, думаю, слишком большая для одной статьи))) Постараюсь продолжить сегодня-завтра)
Ответить
Артем Черней
Спасибо. Жду продолжения )
Ответить
Честное слово
Авторский проект на тему честного копирайтинга
Wampir 30140
Вам спасибо за отзыв) Скоро будет:)
Ответить
Gordon Shamway
кто то напивается звонит бывшей жене, а кто то пишет вот такое, как набор букв выше. мне кажется история была бы более динамична, если бы автор описывал как он перемежает мысли о маркетинге с поеданием утопенца или свичковой и периодически выходил отлить.
Ответить
Sarkazm.name
Блог о SMM, CPA и арбитраже трафика
Александр Чекулаев
Весьма интересное чтиво. Удивительно, что несмотря на тонны инфо-говна, в сети еще можно встретить толковый текст.
Ответить
Честное слово
Авторский проект на тему честного копирайтинга
Wampir 30140
Благодарю. Очень рад, что Вы нашли здесь что-то полезное. Для того и пишу))
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.