Обратись к Ребенку, купит Взрослый: используем трансактный анализ в текстах
Если вы знакомы с работой американского психиатра Эрика Берна, то достаточно только заголовка, чтобы понять принцип работы трансактного анализа для рекламных текстов. Вы можете пропустить теоретическую часть и перейти к самому вкусному.
Если же нет, то потратьте минуту на быстрое знакомство с учением Э.Берна.
Немного скучная, но необходимая теоретическая часть.
Эрик Берн считал, что в каждом человеке живет три личности: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Ребенок – наше «хочу», он действует импульсивно, идет навстречу тому, что нравится. Родитель – «надо», которое исходит от наших родителей и общества. Взрослый – разумное начало. Каждый из нас пребывает в этих состояниях, они сменяют друг друга, спорят и даже конфликтуют.
Когда встречаются два человека, имеется шесть состояний Я, по три на каждого. Для успешного взаимодействия важно знать, какие состояния активны.
Представьте, что вы задаете жене вопрос: "Дорогая, где мои носки?". Стимул исходит из вашего Взрослого. Если он попадает во Взрослое Я жены, то она ответит: "Твои носки под кроватью". Происходит общение по линии Взрослый - Взрослый.
Сценарий № 2.
- Дорогая, где мои носки?
- Где оставил, там и ищи!
Тут уже вспылил Ребенок жены и послал импульс Родителю мужа. Такие пересекающиеся трансакции приводят к конфликтам и непониманию.
Более подробно стоит почитать в работах Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди".
Чтобы понять, как использовать трансактный анализ в написании рекламных текстов, нам достаточно понять, принцип взаимодействия Я-состояний людей. Если сейчас не совсем понятно, то, надеюсь, практическая часть внесет больше ясности.
Как бренды дразнят вашего Ребенка, чтобы вы покупали.
Посмотрите небольшой видеоролик от Always, который набрал больше 3 млн.просмотров:
Как вы думаете, к какому Я-состоянию обращается этот ролик? Конечно, напрямую нам ничего не продают. Однако люди делятся этим роликом с друзьями, потому что он милый, забавный, заставляет улыбаться. В общем, делает всё, чтобы вашему Ребенку было интересно.
А теперь обратимся с российскому рынку рекламы. Недавно s7 выпустил ролик #ХОЧУТУДАГДЕ:
И снова ролик заставляет умиляться, улыбаться и делиться с друзьями. Думаю, вы заметили, что оба ролика красочные, в них задействованы дети. Они обращаются к вашим чувствам, а не разуму.
Такие ролики настроены на двойную трансакцию: Ребенок (ролик) - Ребенок+ Взрослый (вы).
Используем трансактный анализ в текстах.
Отключать Взрослого и работать с Ребенком клиента с помощью видео легче. Тут на помощь приходит картинка, звук, мимика актеров.
С текстами чуть сложнее, поэтому нужно задействовать все возможности:
1) Привлекательная картинка.
2) Цепляющий заголовок.
Со мной недавно случился конфуз. Я опубликовала статью в блоге под названием: "Предварительные ласки - размер имеет значение?". Пост пользовался большой популярностью и было много переходов с соц.сетей. НО! Меня пожурили и обвинили в том, что я ввожу людей в заблуждение. Потому что тон сменился с игривого заголовка на серьезные рассуждения о размерах продающего текста.
Поэтому, если делаете легкомысленный заголовок, то не разочаровывайте Ребенка читателя. Продолжайте писать в той же стилистике.
3) Пункт вытекает из предыдущего. Делайте тексты легкими, воздушными и игривыми. Конечно, такой способ уместен не везде, но вполне подойдет для постов в соц.сетях или для блога.
Про трансактный анализ можно писать много и долго. Если вы найдете ему применение в рекламе, то будьте уверены - он сработает.