Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
846 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Соцсети и стартапы: как не наломать дров на старте

В интернете полно историй об умерших стартапах, но большинство из них умерло только по одной причине: их продукт не покупали. И проблема была не в том, что продукт был недостаточно хорош, а скорее в том, что его создатели в первую очередь заботились о продукте и забывали о потребителе, то есть ставили телегу впереди лошади.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

b_581848b66b170.jpg

Примерно так рассуждали создатели стартапа Displair из Астрахани, которые придумали интерактивные воздушные экраны, но не подумали, кому они вообще могут быть нужны и как их реализовать на практике, чтобы это было удобно для пользователя. В итоге инвестиции кончились, и стартап закрылся.

А создатель маркетплейса Vinetrade признает, что их команда слишком сосредоточилась на решении технических задач и не подумала о том, что же на самом деле нужно пользователю: «Я постоянно говорил: "Давайте сначала сделаем продукт, а потом позаботимся о маркетинге"».

Похожая ситуация произошла с Leap - сервисом комфортабельных автобусов, где в поездке по городу можно было не только зарядить гаджет, посидеть на кожаном сидении, но и поесть снеков и выпить свежевыжатый сок. Вот только люди были не готовы платить за передвижение на таких автобусах в три раза дороже, чем за обычный автобус. И стартап верно сдулся.

Не надо так...

Итак, вы стартаперю у вас есть идея клевого проекта, вы собрали команду, нашли инвестора и уже собрались с головой погрузиться в создание продукта? Остановитесь и потратьте пять минут на прочтение этой статьи, потому что она может сэкономить вам много нервов и денег.

Знал бы где падать - соломки бы подстелил

Эта поговорка приходит на ум, когда встречаешь в сети упоминания об очередном “многообещающем стартапе”, который не выстрелил просто потому, что его создатели не изучили рынок и понадеялись, что крутая идея нужна сама по себе. Предварительное изучение рынка позволяет избежать таких ошибок и не вбухивать все ресурсы в никому не нужный продукт.

Здесь стоит упомянуть концепцию “бережливого стартапа”, когда любой запуск продукта не обходится без проверки гипотез и получения обратной связи от потенциальных покупателей. В основе этой концепции лежит методика гибкой разработки продукта, когда вначале создается минимально жизнеспособная версия (MVP), чтобы протестировать перспективность и востребованность продукта на рынке. И только потом, при удачном тесте, ресурсы тратятся на создание конечного готового продукта.

В этой статье мы собрали для вас три несложных способа быстро проверить жизнеспособность вашего стартапа с помощью соцсетей.

Способ первый - спросите друзей

Вы берете свою прекрасную идею стартапа и рассказываете о ней друзьям и знакомым. Затем спрашиваете, есть ли у них проблема, которую поможет решить ваш продукт. Готовы ли они пользоваться вашим продуктом? А платить за него? И сколько?

Какие недостатки продукта они видят уже сейчас?

Этот способ позволяет быстро и без затрат получить обратную связь еще до запуска продукта и оценить возможные перспективы.

Подводные камни:

Не сильно полагайтесь на хвалебные отзывы друзей, возможно, они просто решат вас поддержать, и им неудобно будет ругать вашу идею. А вам сейчас от них нужна именно критика. Отнеситесь к критике вашего проекта как к подарку, можете даже раздавать шоколадки за каждый негативный аргумент. Позитивные отзывы оставьте на случай успешного запуска: тогда вы в статье про свой стартап расскажете, как вас с самого начала поддержали ваши друзья, и все поверили в идею, и прочие “радуга и единороги”. А сейчас, до запуска, вам нужен только негатив, только хардкор. Он позволит избежать ошибок и не даст облажаться.

Иначе вы рискуете основать бизнес, где покупателями будут только мама и друзья.

Способ второй - устройте опрос в соцсетях

Этот способ требует некоторых инвестиций, так как придется платить за рекламу.

Итак, вы находите группу в соцсети, где, по вашему мнению, сидит ваша потенциальная целевая аудитория. И делаете в ней рекламные посты с опросом на тему вашей идеи.

Разберем этот способ на примере стартапа для автомобилистов (допустим, у вас мобильное приложение, через которое можно вызвать шиномонтажника за 30 минут в любую точку Москвы).

Вы находите через поиск группы московских автолюбителей, например: «Автолюбители Москвы и Подмосковья» или «Автомобили. Продажа автомобилей. Автоновости». И публикуете там примерно такие посты-опросы:

Первый пост:

Когда вы меняете шины?

а) до работы;

б) во время работы;

в) после работы.

Второй пост:

У вас:

а) 2 комплекта резины (зимняя и летняя);

б) 1 комплект дисков и 2 комплекта шин;

в) нет зимней резины, но планируете купить.

Третий пост:

Когда вы обычно переобуваете авто?

а) до снега;

б) когда уже гололед и снег;

в) задолго до первых заморозков.

Четвертый пост идет с вопросом про оптимальную цену. Вы интересуетесь, сколько обычно платят за замену шин, и даете несколько вариантов ответа (в том числе предполагаемую цену вашего сервиса).

В пятом посте спросите, удобно ли им вызывать сервис мобильной автозамены и сколько они готовы за это заплатить.

Шестой пост:

На какой операционной системе ваш мобильный телефон?

а) Android;

б) IOS;

в) Windows;

г) свой вариант.

И дальше продолжаете публиковать промо-посты с вопросами по важным для вашего продукта параметрам. Чем больше информации вы соберете и проанализируете, тем яснее для вас станет судьба вашего стартапа и его востребованность среди потенциальной аудитории.

Вы поймете - готовы ли клиенты платить за ваш продукт, решает ли он их проблему, и как еще можно допилить продукт под их потребности.

Люди с удовольствием участвуют в опросах, не воспринимают их как навязчивую рекламу. К тому же с помощью сервисов парсинга (Церебро Таргет, Targethunter) вы сможете точечно собрать максимально целевую аудиторию, которая увидит ваши посты. То есть рекламную кампанию можно настроить так, что ваши посты увидят только автомобилисты определенного возраста и достатка, проживающие в Москве. Аудиторию для показа можно настроить с помощью парсинга или через функционал рекламного кабинета в соцсети.

Способ третий - проверка минимально жизнеспособного продукта через соцсети

Чтобы проверить перспективность и востребованность некоторых продуктов, совсем не обязательно создавать полную версию. Можно попробовать организовать работу через группу или публичную страницу вконтакте, вместо того чтобы сразу тратить ресурсы на разработку приложения или создание красивого сайта.

В качестве теста идеи интернет-магазина подойдет группа вконтакте. На ней вы сможете опробовать свою идею с минимальными вложениями, увидеть узкие места и разобраться с реальными потребностями покупателей. И если проект хорошо зайдет в соцсетях, то уже не так страшно будет делать приложение и разрабатывать сайт.

На первый взгляд такой “коленочный” подход может показаться непрофессиональным или даже колхозным. Но именно он позволит вам не спустить все ресурсы на мертворожденную бесперспективную идею.

Не стоит уподобляться перфекционистам, которые хотят сразу все сделать идеально. Для теста будет достаточно группы, а после удачного испытания можно спокойно доводить продукт до совершенства и вкладывать в него ресурсы с учетом набитых шишек и приобретенного опыта.

Таргетинг - это удобный инструмент для теста идеи именно на целевой аудитории. В отличие от контекстной рекламы, он позволяет находить аудиторию по интересам и показывать рекламу только тем, кто удовлетворяет определенным параметрам (география, сфера интересов, возраст, пол, мобильное устройство и т.д.). Таргетированная реклама вконтакте, инстаграме и фейсбуке - это удобная площадка для теста любой бизнес-идеи.

Такая реклама органично встраивается в ленту и не вызывает негатив у пользователей, а таргетинг по интересам позволяет показать промо-посты только тем, кто потенциально может быть заинтересован в вашем продукте. С помощью рекламы можно не только продвигать ваш бизнес, наладить мощный канал продаж и рассказывать о новых продуктах потенциальным покупателям, но и находить партнеров, сотрудников и франчайзи и т.д. Сейчас в соцсетях проще продвигать b2c, чем b2b продукты и услуги, так как b2b аудитория реже показывает свою принадлежность к бизнесу и соответствующие интересы. Поэтому для поиска клиентов из b2b стоит задействовать другие традиционные каналы.

Пишите вопросы в комментариях и ждите наши новые статьи.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.