Своё дело. Бизнес. Предпринимательство
Несмотря на то, что наша страна уже не одно десятилетие живёт в рыночной системе координат, у преобладающего большинства населения близких и далёких к деятельности в форме самоорганизации, ну, то есть не «на дядю», а «на себя», всё ещё в головах сплошная каша, да при том ещё с комочками.
Давайте попробуем внести ясность.
Рассматривать понятия в статье будем с точки зрения бизнес-логики, оставив в стороне юридическую терминалогию, присущую нашему законодательству, которое в этом плане вносит ещё больше путаницы.
Итак, начнём со «своего дела».
Своё дело обычно характеризует стартовые позиции начала осуществления коммерческой деятельности.
Ввиду недостатка ресурсов (финансовых, человеческих, информационных), а также недостатка опыта в данном направлении деятельности, новичок вынужден многое делать самостоятельно, начиная от простых операций и заканчивая сложными для него на начальном (стартовом) этапе управленческими функциями за тем, что и как он делает.
К большому сожалению, вынуждены отметить тот факт, что большинство, заигравшись в «я сам» настолько застревают в состоянии «своего дела», что, не сумев организовать даже себя, прямой наводкой упрямо и настойчиво ведут «своё дело», выросшее уже из коротких штанишек ручного управления, прямиком к краху при этом даже не осознавая и отказываясь признавать очевидное.
«Бизнес».
Бизнес — это, в первую очередь, качественно организованная и грамотно управляемая системная деятельность, основанная на заимствованном (перенятом) у других опыте ведения аналогичной деятельности. Т.е. это «калька с оригинала». Ибо в чем цель повторного изобретения велосипеда??? В плане коммерческой выгоды подобной затеи, это не то что бессмысленно, это абсолютно недопустимо выкидывать ресурсы на повторное создание чего бы то ни было, в то время как, используя уже готовое, применив его в существующем или модернизированном (изменённом) варианте в своей деятельности, можно приумножить свои вложения.
При этом верно грамотно и качественно выстроенный бизнес подразумевает возможность масштабирования, то есть тиражирования отлаженно функционирующей системы с целью дальнейшего приумножения вложений.
«Предпринимательство».
Это и есть тот самый оригинал, который в последствии будут тиражировать бизнесмены.
Предприниматель — это первопроходец, и в этом смысле, это деятельность высоко рискованная, особенно в контексте «рынка продавца».
Предпринимательство — это двигатель прогресса, это инновации, это идеи, это изобретения. Это баснословные прибыли и фантастический успех.
Но при этом это тяжёлый труд, это зачастую огромные вложения, и, к сожалению, высокая степень трагических историй о разбившихся мечтах, не оправдавшихся надеждах и непосильных долгах.
Что общего у всех трёх понятий?
Деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Деятельность, имеющая в результате востребованный своим потребителем товар (продукт, работу, услугу).
Каковы различия?
Рассматривая данные понятия в контексте матрицы Бостонской консалтинговой группы, полагаем, что можно провести следующие соответствия:
Предпринимательство — это звезды (лидеры, идущие впереди).
Бизнес — это дойные коровы (идущие вслед за лидером).
Своё дело — это тёмные лошадки, которые могут стать, в свою очередь,
Дохлой собакой либо Дойной коровой, и тут уже всё зависит от владельца той самой тёмной лошадки.