Владелец бизнеса. Кто ты?
Консалтинг — промежуточная деятельность между. Между Заказчиком, отраслевой средой, внутри которой существует бизнес Заказчика; внутренней средой организации Заказчика; внешней средой. Соответственно, имеется огромное поле возможностей получения разносторонней информации на один и тот же предмет исследования (бизнес Заказчика) с различных точек зрения. Зачастую получаемая информация необъективна, с примесями стереотипов, ярлыков и шаблонов. Так, например, прорабатывая программы управленческого консалтинга для построения оптимальной системы управления внутри бизнеса Заказчика на этапе сбора полевой информации от самого Заказчика (владельца бизнеса), сотрудников, клиентов, конкурентов и иных причастных собирается очень большое количество «воды», которую приходится неоднократно пропускать сквозь «фильтр» аналитики, чтобы на выходе получить «горсть» полезной, адекватной информации, которую возможно использовать.
Распространённой и практически типовой является усредненная характеристика Заказчика, суть которой в том, что наличие у человека собственного бизнеса автоматически переводит его у подавляюще части населения в категорию бездушной машины, целью которой являются исключительно деньги.
Суть душеизлияний примерно такова: «За лесом (прибылью, компанией, бизнес-процессами), он перестал видеть деревья (людей)».
Проводя аналогии, отметим, что «лесное хозяйство» подразделяется на «лесничества», возглавляют которые лесничии, в подчинении которых находятся «работники леса, в тч лесники». Основной функционал лесничего — это содержание, развитие и защита лесных ресурсов. Зона ответственности лесничего — вся подведомственная территория, он в силу своих функциональных обязанностей «видит» лес в целом,
в то время, как лесники «видят» отдельный «кусок» леса на участке, за который, в свою очередь, отвечают они, также есть и другие работники леса, например,
лесоводы — специалисты, которые занимаются сохранением существующего лесного массива и взращиванием новой поросли. Зона ответственности: доброкачественность лесных массивов на обслуживаемой территории. Это специалист, который обязан «видеть» деревья.
Вот, вам ещё пример. Оркестровый дирижёр.
Дирижер — человек, который контролирует и руководит процессом разучивания, исполнения музыкальных произведений. Работает с хорами, ансамблями, оркестрами, певцами (Определение с профориентационного сайта Профиль). Дирижёр обязан обладать идеальным слухом, великолепно знать сольфеджио; уметь играть на музыкальном инструменте, в идеале иметь навыки игры на музыкальных инструментах разных классов (клавишном, струнном, ударном); актёрскими навыками. Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями.
Он несет ответственность за:
правильную трактовку музыкальной композиции;
стройность звучания;
громкость звучания тех или иных музыкальных инструментов;
качество работы всего коллектива и каждого отдельно взятого музыканта;
формирование репертуара;
составление графика репетиций и его соблюдение;
распределение партий, оценку потенциала исполнителей;
кадровые перестановки;
контроль творческой дисциплины.
Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики.
Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию.
Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!
Так вот, всё это мы описали здесь не случайно.
Суть в том, что владелец бизнеса — это не слушатель художественного исполнения оркестровой программы; не почитатель искусства в данном направлении творчества; не человек-оркестр и даже не первая скрипка в оркестре; и уж тем более не один из рядовых исполнителей отдельной партии.
Ни в коем случае!
Настоящий владелец бизнеса — это дирижёр, цель которого обеспечение единого музыкального потока своего оркестра (команды), дабы усладить слух истинных почитателей их творческого объединения (клиентов) и достижения личных и командных выгод от выступлений (извлечение прибыли).
Для оптимального пути достижения этой высокой цели, «наш дирижёр» решает такие задачи как:
— создание «концертных программ» под потребности своего потребителя;
— привлечение, удержание, возвращение клиентов;
— планирование «выступлений»;
— организация «выступлений»;
— синхронизация «оркестра».
То бишь осуществление исключительно управленческих (и никаких других) функций в своём бизнес-проекте.
Что же это за функции и роли такие, которые придётся как Атланту нести на своих плечах владельцу?
Для начала надо уяснить:собственник — это тоже профессия, хотя такому в учебных заведениях не учат. И поскольку это профессия, у нее есть свои должностные обязанности. («Эк нас жизнь разбросала.Ты школу с отличием окончил и в институт на царя пошёл, а я после восьмого в пту на разбойника». М/ф «Три богатыря и Соловей-разбойник»).
Ну, а если по-научному, то
Функция управления — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, и направленных на достижение общей цели управления.Функции менеджмента — составные части любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации (размера, назначения, формы собственности и т.п. (www.rea.ru).
Функции управления в перечне:
1. Прогнозирование.
2. Планирование.
3. Системный анализ (декомпозирование, анализ, синтез).
4. Организация.
5. Коммуникация.
6. Контроль.
7. Координация.
8. Мотивация.
9. Распорядительство.
10. Делегирование.
11. Принятие управленческих решений.
Полагаем, что с функционалом стало немного понятнее.
Перейдём теперь к ролям. Роли владельца бизнеса:
1. Идиолог.
2. Стратег.
3. Посредник-координатор.
4. Управленец-распорядитель.
5. Коммуникатор.
Если хотя бы один из пунктов функционально-ролевой ориентировки будет нарушен, то Вас ждёт ситуация из известной, полагаем, многим басни И.А. Крылова «Квартет».
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
"Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!"
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, — им отвечает Соловей.
—А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь".
Подведём итоги и сделаем выводы:
1. Владелец бизнеса — это дирижёр целого оркестра; его идеолог и идейный вдохновитель.
2. Владелец бизнеса занимается стратегией, а не тактикой и, уж, ни в коем случае не при каких обстоятельствах, операционкой.
3. Владелец бизнеса должен иметь понимание (но не делать самостоятельно) о каждом бизнес-процессе в своём бизнесе; каждой функциональной роли; каждой подсистеме общей системы управления бизнес-деятельностью (об этом мы писали ранее в своей статье СУБД и её характеристики https://spark.ru/startup/yaprofessional/blog/116328/subd-i-eyo-harakteristiki).
4. Владелец бизнеса должен уметь видеть лес и деревья. (Опять-таки акцент на общем видение, а не на делание).
5. Владелец бизнеса — это выгодоприобретатель благ от реализации бизнес-проектом своей деятельности. Да, остальным придётся примириться с данным фактом либо реализовать себя в своём бизнесе.