Сотрудник угрожает проверкой: что делать?
Причем так бывает как в тех случаях, когда недобросовестный работодатель реально ущемляет права работника, так и тогда, когда работник просто шантажирует работодателя, надеясь на дармовые деньги.
Памятка для работодателя
Итак, Вы работодатель. Сотрудник, действующий, бывший или находящийся в стадии увольнения, угрожает Вам жалобами в трудовую инспекцию, в налоговую и иском в суд. Часто такие угрозы сопровождаются требованием «компенсации морального вреда», после которой работник готов расстаться с Вами мирно.
Что же Вам делать?
Во-первых, сохранять спокойствие. Трудовые споры, конфликты с сотрудниками, проверки госорганов и даже судебные разбирательства — это нормальные рабочие ситуации. Не повседневные, конечно, и не самые приятные, но, тем не менее, достаточно рядовые.
Если у организации все в порядке с налоговой и юридической точек зрения, то беспокоиться особо не надо.
Во-вторых, действуйте в рамках закона и не предпринимайте поспешных действий. Это означает, что подобный шантаж всегда легче предотвратить, чем пытаться отразить атаку. Если процедура приема на работу соблюдена, все нужные документы оформлены и подписаны, зарплата платится «по белому» и Вы не нарушаете требований к условиям труда, то беспокоиться не о чем. Без проверок не проживете, а оснований для давления на Вас, получается, нет. Другое дело, что такая идеальная ситуация бывает редко. Особо сложно тем, кто работает в сфере общественного питания, гостиничного бизнеса и в других областях, где действует масса санитарных, противопожарных и технологических требований. Или там, где есть особые условия труда, вредные факторы, правила допуска и т.п. Но здесь мы с Вами поговорим о безопасности работодателя с точки зрения трудового права. Важно! Все работники должны быть ознакомлены с ЛНА под роспись. Это можно оформить листом ознакомлений в конце документа или дать каждому работнику общий лист ознакомлений с перечислением всех ЛНА. Трудовое законодательство предусматривает 3 вида выплат работнику при увольнении: В идеале все эти выплаты должен подтверждать расчетный лист, подписанный сотрудником. Не платите ничего «в конверте», этим Вы только больше подставляете себя под удар и рискуете и штрафами, и новым шантажом. Чтобы принять решение о том, какую стратегию выбрать в общении с недовольным сотрудником, надо оценить реальное положение дел. Иными словами, нужно проверить обоснованность его жалоб и претензий, а также то, есть ли у него чем Вам угрожать. Вариант 1 Например, если Вы никак не оформили трудоустройство, не подписали никаких документов или подписали не все, что нужно, то внеплановые проверки и штрафы вполне реальны. Так же как и взыскание через суд морального вреда и, возможно, компенсации недоплаченной заработной платы. Жалоба работника с такими основаниями явно привлечет внимание Государственной инспекции труда (ГИТ) и Вы серьезно рискуете внеплановой проверкой и ГИТ, и ФНС. Если работник обратится в суд с результатами проверки ГИТ, это будет хорошим аргументом в его пользу, а Ваши позиции будут достаточно слабы. Недовольный или недобросовестный работник может заявлять, что Ваши устные договоренности по зарплате и реальные выплаты были совсем иными, чем в действительности. Важно! С точки зрения трудового права работник считается незащищенной стороной, поэтому суды чаще становятся на сторону работников. Позиции Верховного Суда РФ по трудовым спорам в основном касаются учета интересов работника. Поэтому, если в оформлении трудовой деятельности с Вашей стороны много нарушений, Вам лучше попытаться договориться с работником мирным путем (см. дальше). Вариант 2 Однако это не означает, что всегда надо поддаваться на любые угрозы исками или проверками. Что касается суда, то работнику, так же как и работодателю, надо доказать свою позицию. Тут все зависит от сути претензий. Например, если человек недоволен зарплатой, то принципиально важным будет такой момент: зафиксирована ли сумма оплаты труда в приказе и трудовом договоре? Если сумма там зафиксирована, содержание приказа соответствует трудовому договору, эти документы подписаны и у Вас есть подтверждения выплат, то все притязания работника бесполезны. Если сотрудник угрожает жалобами на нарушения трудового законодательства и условия труда, то Вы должны понимать: платить компенсацию за это сотруднику Вы не должны. К ответственности за это Вас могут привлечь уполномоченные органы, а вот материальные претензии работника спорны — в суде надо будет доказать, что нарушения причинили ему вред или материальный ущерб, а это труднодоказуемо. Да, работник может осложнить Вам жизнь. Но, может, стоит проконсультироваться с юристом, специализирующемся на трудовом праве, выработать линию защиты, и все окажется не так уж страшно? Не по любой жалобе человека трудинспекция будет устраивать проверки и выписывать штрафы. Бюрократия и формализм российских госорганов вполне могут сыграть Вам на руку. Часто жалобщикам присылают ответы с предложением обратиться в суд. Проверки ГИТ бывают 2-х видов: Выездную проверку будут проводить не всегда, скорее всего, у Вас запросят документы для экспертизы. Результаты такой проверки можно обжаловать в суде. На какие жалобы ГИТ реагирует незамедлительно? Важно! В 2019 г. вышел новый административный регламент Роструда (от 13.06.2019 № 160), там дана расшифровка того, что понимать под вредом жизни и здоровью сотрудников. В частности, вредом жизни и здоровью считается невыплата заработной платы, непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, нарушение режима труда и отдыха в деятельности организации и др. Так что с внеплановой проверкой могут столкнуться любые работодатели, а не только те, которые связаны с опасными и вредными производствами. Трудинспекция применяет следующие административные наказания: Важно! Просить работника отозвать жалобу бессмысленно — в законе нет такого основания для отмены проверки. Если жалоба была подана, то ГИТ обязана отреагировать на нее. Если работодатель к моменту проверки устранил нарушения, то это будет основанием для уменьшения ответственности. Итак, если нарушения в части оформления сотрудников, выплаты заработной платы и соблюдения условий труда есть, то лучше договориться с работником на компромиссный вариант. Вы должны понимать, что никакие миллионные и полумиллионные компенсации за обычные нарушения никакой суд работнику не присудит. Поэтому, во-первых, сохраняем здравый смысл, во-вторых, все оформляем документально — это лишит работника оснований жаловаться и шантажировать Вас в дальнейшем. В ТК РФ есть прекрасный и недооцененный инструмент — прекращение трудового договора по соглашению сторон (ст. 77 ТК РФ). Такое соглашение, если оно подписано, практически невозможно потом обжаловать — для этого просто нет оснований. Важно! Подписанное соглашение сотрудник не может отозвать, в отличие от заявления об увольнении по собственному желанию. К тому же такое соглашение дает Вам законные основания выплатить работнику некую сумму как индивидуальное выходное пособие. Никаких ограничений в законе по размерам добровольно выплачиваемого пособия нет. Пропишите в соглашении все нужные условия и обязательно включите туда пункт о том, что стороны не имеют претензий друг к другу на момент подписания соглашения. Издайте приказ об увольнении сотрудника по соглашению сторон и произведите с ним окончательный расчет — в идеале все это нужно делать в один день, чтобы у работника не было возможности отказаться от подписи, передумать или выдвинуть дополнительные условия. Это нужно сделать и в том случае, когда Вы договариваетесь полюбовно, и в том случае, если договориться не удалось, и в том случае, если Вы решили не договариваться с этим сотрудником и не поддаваться на его угрозы. Во втором и третьем случаях Вам точно нужна квалифицированная юридическая помощь, чтобы правильно оценить риски и выбрать оптимальную стратегию поведения. А также и для того, чтобы подготовиться к проверкам контролирующих органов.

Работайте на опережение

Не делайте никаких выплат, которые нельзя оформить кадровыми документами
Оцените риски
Чем Вы, собственно, рискуете?
Договоритесь полюбовно
Обратитесь за юридической помощью