Сайт по юридическим правилам
Оферта
Когда создается интернет-магазин, важно не забыть о том, что на нем следует выложить договор оферты. Оферта — это обращение к неопределенному кругу лиц с предложением заключить договор на условиях, указанных в оферте. И помнить об этом нужно владельцу бизнеса, а не разработчикам и программистам.
Дизайнеры и программисты могут и не знать о таких вещах, а предпринимателю следует помнить о такой важной юридической составляющей. Информация, которая направляется неопределенному кругу лиц, согласно статье 437 ГК РФ считается публичной офертой.
Если ваш бизнес устроен иным образом, когда определенные услуги предлагают не всем, а только конкретным лицам, стоит указать: «Предложение на сайте не является публичной офертой». Важно, чтобы посетители могли без труда найти такое определение.
Пример:
Организация работает по системе B2B, услуги предлагаются только определенным категориям юридических лиц. Работают по отдельным договорам, которые каждый раз заключаются на вновь оговариваемых условиях. Такой вид бизнеса не носит публичный характер. Значит, речь о публичной оферте не идет. И это стоит указать.
Но также важно помнить о том, что некоторые виды услуг по закону считаются публичной офертой. Например, договор бытового подряда признается публичной офертой.
В отношении, например, СРО действуют свои нормы. Правила, по которым нужно создавать сайты для саморегулируемых организаций, прописаны в статье 7 ФЗ 315. Там целый перечень обязательных условий, которые нужно соблюдать.
Интернет-магазин и товары
Сайты для интернет-магазинов нужно создавать с учетом положений Закона О защите прав потребителей.
Информация о товарах должна быть полная:
- информация о продавце: наименование и адрес
- сведения о товаре: кто является производителем, технические характеристики и т.п.
Если работает доставка, то на сайте надо разместить информацию об условиях доставки. А еще ЗоЗПП предусматривает необходимость информировать покупателей в письменной форме при доставке об условиях возврата.
Согласно КоАП наказание за отсутствие информации о товаре может быть следующим:
- штраф до 40 000 рублей на юрлиц, если товар уже продан
- штраф до 10 000 рублей на юрлиц, если товар еще не продали
Персональные данные
Одним из самых важных документов на сайте является политика конфиденциальности и обработки персональных данных. Отсутствие этих документов — самое распространенное нарушение, по которому придирается к сайтам Роскомнадзор.
Согласие на обработку персональных данных мы очень часто заполняем в повседневной жизни. Обращаясь к врачам или в образовательную организацию, нам предлагают сначала оформить согласие на обработку наших данных. И не просто так. Наказание за обработку без согласия по КоАП наступает по статье 13.11. Штрафы в зависимости от ситуации довольно внушительные.
В самом тексте должно быть раскрыто понятие «обработка». Придумывать не обязательно — можно просто скопировать текст из самого закона — ФЗ № 215.
Персональные данные — это информация, по которой можно идентифицировать человека.
Операторы персональных данных должны регистрироваться в реестре операторов. Если интернет-магазин собирает информацию об имени, фамилии и адресе покупателя, то считается, что он собирает персональные данные.
При оформлении заказа или при обращении к администраторам сайта посетителей нужно знакомить с политикой обработки персональных данных. Под формой обратной связи предусмотрите возможность для посетителей дать согласие на обработку и прочитать текст политики.
Cookie
Директива ЕС выдвигает обязательные требования: на сайтах необходимо размещать уведомление о файлах cookie. Посетителей нужно оповещать о том, что используются файлы куки. Должна быть возможность согласиться с этим или отказаться. Также пользователей нужно информировать о целях использования файлов куки.
Все вышеописанные условия действительно очень важны при создании сайта. Будьте внимательны, так как штрафы за нарушения внушительные.
С уважением к людям и законам, Европейская Юридическая Служба.