ГНЕВ. Что это за эмоция и как управлять гневом
Буддисты говорят, что древний философ Гаутама Будда однажды сказал: «В споре, в момент, когда ты начал чувствовать гнев, ты прекратил бороться за истину, а стал бороться только за себя. Ты не будешь наказан за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом». Вы можете что угодно думать о Будде, но этот чувак знал человеческий мозг лучше, чем большинство живущих сегодня людей.
Без психологии, без западной философии, а также без возможности измерять мозг фМРТ, 2500 лет назад Будда просто сказал, что гнев – это все обо мне, а моем я.
Гнев – это очень похожая на страх эмоция, но все же самостоятельная. Хотя они, определенно, соседи и часто одалживают соль друг у друга.
Помните, в прошлой статье мы определили страх как эмоцию, вызываемую, когда мозг воспринимает потенциальную угрозу для себя? Гнев меняет только одно слово, в определении, и это слово – не {я}.
Определение гнева следующее. Гнев – это эмоциональная реакция, которая возникает, когда наш разум воспринимает нападение на себя, и видит, что есть шанс этому противостоять.
Услышав это определение, ваш первый вопрос может звучать так: «Итак, в чем разница между угрозой для {я} и нападением на {я}, разве эти две вещи не одинаковы?». Нет, они не одинаковы. Разница обнаруживается в воспринимающей стороне уравнения эмоций: страх возникает, когда вы считаете, что воспринимаемая угроза реальна и мозг не видит никаких вариантов ей противостоять.
Гнев же возникает в тот момент, когда мозг видит варианты и готов бороться с угрозой.
Когда вы находитесь в лесу и видите медведя из прошлой статьи, мозг видит очень мало вариантов противостояния такой угрозе, и, вероятно, она, находится вне нашего контроля. Тут лучше бежать. В ваше сознание идет эмоция страха. Но когда ваш мозг видит варианты сопротивления, он посылает вам эмоцию гнева.
Иначе говоря, наш страх – это такая реакция, когда наш мозг воспринимает ситуацию типа: «О, shit, это действительно может произойти, но что мы можем сделать? Ничего.», и идет генерации эмоции страха. в то время как гнев – это реакция, когда наш мозг воспринимает ситуацию как: «WOW! Это уже происходит, и мы, конечно же, не собираемся позволить этому случиться».
Так же как и страх, гнев является механизмом выживания мозга.
Если больше людей думают так же, как вы, то вы находитесь в более крупном племени, и вам безопаснее иметь дело с другими, которые думают иначе, чем вы. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с другими, которые думают иначе, особенно когда они думают по-другому о чем-то, прочно привязанном к вам, возникает гнев, призванный помочь защитить те идеи, к которым вы привязаны.
Это, конечно, началось с контроля над водяной ямой или этой особенно удивительной пещерой тысячи лет назад (img5), и затем плавно переросло в склоки в соц. сетях о политике или нужде обстрела ракетами какой-то территории из-за различий в представлениях о наших {религиях} или {форме правления}.
С точки зрения нашего мозга, это механизм выживания. Если в нашей команде или в нашем племени будет больше людей, мы будем в большей безопасности и с большей вероятностью сможем выжить и увековечить себя.
Гнев – это подсознательный механизм, который помогает нам выживать тем, что, когда мы чувствуем, что происходит девальвация нашего {я}, нужно сделать так, чтобы она не принималась.
Давайте рассмотрим несколько примеров гнева с точки зрения нашего волшебного уравнения эмоций.
Ситуация гнева 1.
Вас кто-то подрезал в пробке. Сам этот факт вполне может быть рассмотрен как оскорбление. Когда кто-то подрезает вас, ваш мозг в этом факте получает четкое восприятие, что какой-то перец, вам как бы говорит: «Я важнее тебя», или «Туда, куда я еду, ехать важнее, чем туда, куда едешь ты», или «Мне вообще пофиг по какой полосе ехать, могу даже по твоей».
Таким образом, действие, направленное на то, чтобы понизить значение вашего Я, трактуется как атака на себя, с которой вы не согласны, и возникает закономерное чувство гнева.
Конечно, если бы вы изменили свое ожидание-предпочтение ситуации, на то, что идиоты существовали всегда и будут время от времени нам попадаться в жизни, и это как раз тот самый случай, тогда, конечно же, ваше восприятие вообще не видело бы в факте «подрезания» атаки на {себя}.
Ситуация гнева 2.
Кто-то оскорбляет вашу религию или ваш нерелигиозный статус. Это все, конечно, сильно зависит от степени вашей привязанности к религиозной позиции, но многие люди считают свою религию (или ее отсутствие) большой частью своего чувства {себя}.
Сэм Харрис это очень хорошо описывает в своих книгах.
Таким образом, если в процессе общения с кем-то, ваше Восприятие трактует информацию как атаку на вашу религиозную позицию, будет активизироваться некоторый уровень гнева.
Точно так же генерируются гнев, когда восприятие видит нападения на {политику}, {национальность}, {расу}, {сексуальную ориентацию} или любую другую вещь, которую люди ставят на карту {себя}.
Вот теперь вы понимаете каждый спор, который когда-либо может появиться в социальных сетях. Поздравляем!
Ситуация гнева 3. Хронический гнев.
В последнее время очень часто можно заметить людей, которые злятся на свою жизнь. У меня есть одногруппник, чьи посты в Фейсбуке я видел все время, пока специально не выключил их из ленты. А сделал я это потому, что казалось, будто гнев сочится из каждого его поста. Каждый день что-то случалось в этом мире такое, что его ужасно раздражало.
Я как-то решил прикольнуться и выслал ему ссылку на программу снятия стресса, типа MBSR, разработанную еще в 1970 году доктором Джоном Каббат Дзином. Вы даже не представляете, как его это разозлило!
Причем я ему даже и не высылал того, по поводу чего надо было бы на самом деле злиться. Я ведь мог бы выслать еще ссылку на исследование, проведенное в 2001 году, в котором приняли участие 13 000 человек и которое показало, что высокий уровень гнева почти на 200% повышает риск развития ишемической болезни сердца и почти на 300% –риск раннего сердечного приступа.
Я ему на самом деле хотел сказать, что этот гнев медленно убивает его, и он потенциально может оставить своих детей без отца слишком рано в их жизни. Но когда он начал писать в комментариях, что его постоянный гнев – это его Актив, а не Пассив, то я понял, почему такая была реакция.
Его мозг видел ситуацию так, что гнев помогает ему защищать свою религию и свою семью и бороться с либеральными нападками на то, что ему дорого. Мозг четко видел, что это гнев обеспечил его детям надлежащую мотивацию делать домашнее задание на «отлично» и избегать неприятностей, чтобы не рассердить папу.
Это гнев убедил его жену, что все, что она говорит, это отговорки и к рассмотрению даже не принимаются, поэтому она должна содержать дом и обеспечивать уход за детьми, так как он считает правильным.
Эти образы злого парня стали частью его собственной карты себя.
Я заметил, он был горд тем, что является именно злым парнем. Поэтому, когда я предположил, что злиться на некоторые независящие от тебя вещи, возможно, не самая лучшая стратегия, чтобы прожить счастливую и гармоничную жизнь, он, конечно же, увидел в этом нападение на {себя}, которое затем было добавлено еще к куче вещей, которые его тоже разозлили в тот день.
Я думаю, такие вещи происходят от того, что общее восприятие нашей жизненной ситуации не соответствует нашим ожиданиям-предпочтениям этой жизненной ситуации.
«Я ненавижу жить в этой дикой стране», «Я ненавижу жить в этом грязном доме». «Я ненавижу эту дерьмовую машину». «Я ненавижу эту ужасную работу».
Обратите внимание, что наши и ожидания-предпочтения и восприятие никоим образом не должны быть логичными и разумными. Они просто должны существовать в нашем мозге, и не обязательно, что именно так и происходит в реальном мире.
Если вся наша жизнь не соответствует нашим ожиданиям-предпочтениям, мы будем всю свою жизнь раздражаться, казалось бы, без всякой причины.
Это объясняет, почему некоторые люди срываются от любой ерунды.
Поэтому дорогие мои читатели, если вас выводят из себя малейшие вещи – это запущенный случай. Если есть проблемы, обращайтесь, вы же знаете, я в помощи не откажу. Могу тоже ссылку выслать, могу и сам заняться вашей ситуацией.
Я еще хотел сказать о таком интересном факте: раньше ученые считали, что гнев действует по-разному в разных группах людей и в разных культурах, однако современные исследования показывают, что гнев во всем мире почти одинаков.
Единственным настоящим исключением является Полинезия. Как странное исключение, коренные жители Полинезии не испытывают столько гнева, как люди в других регионах мира. Их культура, похоже, совсем отсеяла гнев от их существования.
Исследователи соглашаются, что они сделали это потому, что полинезийцы рассматривают эмоцию гнева как детскую реакцию, которая не ассоциируется со взрослым, как у нас, например, детская истерика на полу.Таким образом, любой полинезийский взрослый, проявляющий эту эмоцию, рассматривается как имеющий детскую незрелую психику.
Когда мы рассматриваем этот факт с точки зрения нашего удобного уравнения эмоций, все, на самом деле, имеет смысл.
Их мозг подавляет эмоцию гнева, потому что возникающая в результате эмоция гнева, которую они, возможно, обычно генерировали без влияния своей культуры, создает негативное восприятие {их полинезийского «я»}.
Хотя мы также должны здесь отметить, что у полинезийцев есть и иные представления о себе, чем у остального мира, что также приводит к снижению уровня гнева. Кстати, будет время, почитайте о полинезийцах. Вы офигеете, как это интересно.
В следующий раз мы поговорим о такой опасной эмоции, как грусть.
С вами был и остается Майкл Свобода.
Живите ярко друзья.