Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
226 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кадры в дефиците: как меняется техническое образование и каких специалистов не хватает?

Технические профессии - самые востребованные в России. В чем преимущество молодого специалиста перед опытным? Какие знания нужно совершенствовать инженерам старшего поколения? Ситуацию комментируют представители профильных вузов и работодатели.

b_5cc072cf550c2.jpg

Поколение ЕГЭ

Разговор о профессии логично начать с рассказа о современном высшем образовании и новшеств, которые коснулись его в последнее время. Эксперты отмечают, что введение в 2009 году ЕГЭ как единственного инструмента оценки выпускников и основной формы вступительных экзаменов в вузе изменило образовательный процесс, особенно в старших классах, коренным образом.

“Больше внимания стали уделять межпредметным связям, развитию коммуникативных навыков, умению размышлять, высказывать свое мнение. Образование в целом отвечает уровню развития общества и государства. В СССР доминировала авторитарная модель образования, основным методом которой было подчинение ученика воле учителя. Этого требовало государство, которому нужны были послушные исполнители, - Левон Данильянц, операционный директор образовательного проекта Tutor.ru, -

Сейчас, пусть и не без труда, модель образования меняется. Отношения “учитель - ученик” становятся более свободными, скорее - партнерскими, чем авторитарными. Хочется отметить, что и во времена СССР, и 10 лет назад, и сейчас были и, конечно же, будут ученики, которые хорошо понимают, зачем им образование, ставят достаточно амбициозные цели и идут к ним. Такие ребята еще в школе участвуют в олимпиадах, занимаются в научных и творческих студиях. Их знания по выбранным предметам намного превосходят школьную программу. Они видят будущее в интересной работе, карьере в науке или бизнесе”.

Больше возможностей

Цифровизация образования, развитие новых технологий и внедрение их в процесс обучения - еще один фактор, оказавший влияние на формирование мировоззрения и кругозора сегодняшних студентов.

“Современный мир предоставляет таким ученикам гораздо больше возможностей, чем десятилетие назад. Раньше такие студенты были завсегдатаями научных библиотек, иногда месяцами могли ждать интересующие издания. Сейчас, благодаря интернету, все происходит гораздо быстрее. Объем информации огромен, нужно только уметь извлекать из него нужную, - продолжает Левон Данильянц, - дополнительно к знаниям, получаемым в учебном заведении (будь то школа или вуз), появились возможности онлайн-образования. У преподавателей тоже появилось гораздо больше инструментов: это и интерактивные доски, и презентации, вплоть до своих каналов в Youtube. Это позволяет дать гораздо больше материала, причем в различных форматах. Время, когда главным инструментом были лоска и мел, ушло”.

Представители высшей школы подчеркивают: образовательные программы стремятся быть актуальными и соответствовать правилам, которые диктует цифровая трансформация экономики. В учебных планах все больше внимания уделяется практике и освоению IT-специальностей, и это расценивается как позитивная тенденция.

“Современные образовательные программы сориентированы на приобретение студентами общекультурных и профессиональных компетенций. Меняется содержательная структура учебных планов в пользу практико-ориентированных дисциплин. Активно внедряются в учебный процесс новые дисциплины, обусловленные развитием информационных технологий и программных средств, - считает Светлана Баурина, доцент Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, - ценность молодых специалистов в нестандартном подходе к решению проблем, в активном использовании приобретенных компетенций, навыков, внедрении "свежих" идей и замыслов. Инженерам старшего поколения необходимы новые познания в области цифровизации и инфотехнологий. Нужно соответствовать; соответствовать времени, потребностям рынка, соответствовать запросам общества к категории "инженер".

Нехватка кадров остается

Несмотря на оптимистический настрой педагогов, работодатели по-прежнему говорят о нехватке квалифицированных кадров. Что кажется странным: исходя из данных статистистики ВНИИ труда Минтруда РФ, технические и IT-профессии на сегодняшний день самые высокооплачиваемые. Инженер-мехатроник в автомобилестроении и сварщик дуговой сварки могут заработать от 100 тысяч рублей в месяц, специалист по операциям на межбанковском рынке и бурильщик шпуров - от 95 тысяч рублей, а специалист по облачным приложениям, бизнес-аналитик и специалист по моделированию процессов термической обработки — от 90 тысяч рублей. Представители производств уверены: на этом список востребованных профессий не заканчивается, и нехватка кадров остро ощущается и в других отраслях.

“Мы работаем в области неразрушающего контроля, диагностики внутридомового газового оборудования (ВДГО), и поэтому часто сталкиваемся в необходимостью найма инженеров-дефектоскопистов. Поскольку диагностика газового оборудования проводится в жилых домах - собственно, дефектоскопист проверяет состояние газопроводов, плит колонок в квартирах, - эта работа требует хороших коммуникативных навыков. Кроме того, она связана с частыми переездами, так как мы работаем по всей России. Поэтому нам нужны не просто дефектоскописты, а обаятельные, способные к частым переездам инженеры. Не могу сказать, что их катастрофически не хватает - действительно, очередь не стоит, но это значит, что на рынке есть баланс спроса и предложения, - отмечает А.Н. Аксенов, генеральный директор ООО "Лаборатория неразрушающего контроля Нефтегазбезопасность", - Что касается качества образования, то к нам не приходят люди непосредственно после вузов, обычно мы работаем с инженерами, располагающими опытом в три-пять лет. Мы не ставим специальных ограничений, но, с учетом специфики - необходимости разъездов и общения с пожилыми людьми (как минимум половина жильцов, у которых проводится диагностика - люди немолодые), молодежи это не очень интересно, и люди у нас работают опытные. Поэтому качество выпускников оценить объективно не могу. Хочется верить, что оно по-прежнему на высоком уровне”.

Так какие же инженеры требуются сегодня российской экономике? Эксперты утверждают, что те же самые, что 12 апреля 1961 года запустили в космос Юрия Гагарина и под чьим руководством советские ракеты стали самыми надежными в мире.

“Единственное, что у нас еще осталось, это наше машиностроение, в котором мало что изменилось с точки зрения технологий производства, - рассуждает Антон Глазунов, коммерческий директор компании "РосПром Персонал", - более двух десятков лет назад канула в лету советская система профориентации и подготовки кадров. За все это время ни российский бизнес, ни российское правительство не предложили новой системы подготовки кадров. Сегодня молодой человек, получивший образование, к примеру, Политехнического университета ориентирован на высокий заработок и хорошую должность, которую машиностроительный завод не может предложить ему ввиду полного отсутствия опыта и не только работы, но и управления людьми. Поэтому молодые люди выбирают не цеха машиностроительных заводов, а более прибыльную сервисную и коммерческую деятельность. Рабочие же специалисты высокой квалификации, из рядов коих в былые времена выходили классные инженеры-технологи, мастера цехов и директора по производству, даже при наличии высшего образования не идут работать в ИТР. Для них это повышение ответственности и снижение заработка одновременно. Ведь начинать в ИТР опять придется с низов”.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии