Что будет происходить с путешествиями после пандемии?
Многие страны пока не готовы принимать иностранцев и открывать границы для всех. Рассчитывать на летнее путешествие по Европе в этом году точно не стоит. Посольства и консульства в ближайшее время тоже не начнут выдавать визы. Авиакомпаниям очень трудно. Многие из них обанкротятся и не выстоят без государственной поддержки. Маршрутов и рейсов после карантина станет меньше, зато клиентоориентированность возрастет. Часть людей, занятых в сфере туризма, останутся без работы. Или уже остались. Если государства не будут поддерживать туристическую отрасль, многие компании закроются и после кризиса уже не оживут. У городов, которые когда-то страдали от овертуризма, есть время подумать, как перестроить взаимодействие с туристами. На первое место выйдут меры по продвижению осмысленного туризма и новой культуры путешествий. Справка о состоянии здоровья и тест на COVID-19 станут для путешественников такой же привычной и неотъемлемой штукой, как и виза в паспорте (первое время точно). Будет развиваться внутренний туризм. При этом для некоторых стран это может стать существенным фактором развития экономики, но не для большинства. Технологии, которые внедрились в туристическую сферу во время пандемии, будут развиваться и после ее окончания. Есть кейсы, которые показывают, что после снятия запретов, главные мировые достопримечательности могут штурмоваться туристами с новой силой. Поэтому государствам придется вводить ограничения и отслеживать допустимое количество людей.Границы и визыКогда в марте разные страны начали экстренно закрывать границы, чтобы противостоять распространению COVID-19, стало понятно, что путешествия и туризм уходят в глубокую спячку — и на неопределенный срок. 17 марта было объявлено о закрытии границ всех стран ЕС, и карантинная волна побежала по миру: США, Канада, страны Южной Америки, Азии и Африки — почти весь мир спешил изолироваться (вот тут можно визуально понять масштабы происходящего). Путешествия закончились.Что же происходит сейчас, спустя почти полтора месяца после этого глобального закрытия мира, — и что будет дальше? Уже на прошлой неделе правительства разных стран начали публиковать планы по возвращению к нормальной жизни и послаблять карантин. Польша, Германия, Швейцария, Франция и даже Италия — все потихоньку запускают работу сферы обслуживания, разрешают открываться небольшим магазинам. А 24 апреля Чехия стала первой страной ЕС, которая открыла свои границы (тут важно понимать, что границы открылись для чехов и некоторых категорий граждан ЕС — остальным въезжать в страну по-прежнему нельзя). Значит ли эта позитивная тенденция, что в скором времени границы всех стран откроются для путешественников, а посольства возобновят выдачу виз? К сожалению, нет. Страны, наиболее пострадавшие от COVID-19, уже сейчас сообщают, что еще не скоро будут готовы принять туристов. Так, в Испании иностранцы точно не смогут отдохнуть этим летом (и хорошо, если страна начнет впускать туристов хотя бы в 2021 году). В Италии тоже пока и речи не идет об открытии границ для иностранцев — правительство страны заявило, что в этом сезоне сосредоточится на развитии внутреннего туризма и даже выделит деньги на отдых внутри страны семьям с низкими доходами. Есть страны и более оптимистично настроенные: к примеру, в Греции планируют принимать путешественников уже этим летом (только граждан ЕС), но исключительно при наличии теста, подтверждающего, что человек не заражен коронавирусом.Можно предполагать, что и большинство других стран, закрывавшихся на карантин, еще не скоро будут готовы принимать иностранцев. Поэтому фрустрировать на тему путешествий и плакать по отсутствию «шенгена» в паспорте в ближайший год — дело совершенно бесполезное. Страны после карантина будут еще какое-то время приходить в себя и если и делать что-то для туризма — то в основном для внутреннего.
АвиакомпанииИменно авиакомпании одними из первых прочувствовали на себе всю экономическую опасность распространения COVID-19. Крах был стремительным: еще 3 марта Ryanair отменил только 25 % рейсов в Италию, а уже 11 марта лоукостеру пришлось отказаться от всех рейсов в эту страну из-за введенного карантина. А дальше началась геометрическая прогрессия: страны массово закрывали границы, и количество самолетов в небе критически снижалось. Авиакомпаниям пришлось приостанавливать полеты, что незамедлительно привело к экономическим потерям: простой самолетов, удержание слотов в аэропортах, не говоря уже о заработных платах для сотрудников, — все это требует огромных материальных затрат. Уже сейчас многие авиакомпании сообщают, что не переживут карантин без бюджетной поддержки своих государств. И на кону дальнейшее существование не только мелких лоукостеров, но и крупнейших национальных авиакомпаний. Так, Lufthansa пришлось закрыть свой лоукостер Germanwings и сократить авиапарк во всех дочерних компаниях, а Virgin Australia — вторая по величине авиакомпания Австралии — и вовсе обанкротилась.Очевидно, что даже тем авиакомпаниям, которые выживут в этой борьбе, поначалу придется непросто. С новой реальностью и привычками, которые появились за время карантина, придется, как минимум, считаться хотя бы первое время. К примеру, это касается социального дистанцирования, которое плотно вошло в нашу жизнь. Так, руководство лоукостера EasyJet уже сообщило, что планирует оставлять средний ряд кресел пустым после возобновления полетов. В компании уверены, что спрос на перелеты поначалу будет небольшим, и выполнить эти условия не составит труда. Не исключено, что такая рассадка на первое время будет закреплена законодательно и для других европейских компаний. Правда рады этому не все: руководитель Ryanair Майкл О’Лири, известный своими экстравагантными высказываниями, уже заявил, что блокировать средний ряд кресел в самолетах — полная глупость, и это никак не обеспечивает социальную дистанцию. А при загрузке самолетов на 66 % авиакомпания просто не сможет зарабатывать. В целом, прогнозы О’Лири по Ryanair такие: в июле лоукостер сможет возобновить около 40 % рейсов при заполняемости пассажирами на 50-60 %. Только к сентябрю авиакомпания планирует выполнять около 80 % своих рейсов, но зимой их число вновь может упасть до 60 %. То есть о докарантинных показателях пока вообще говорить не приходится.В целом, эксперты прогнозируют, что авиакомпаниям для возвращения в строй придется пересмотреть очень многое: количество флота, рентабельность и в принципе нужность многих маршрутов, а также их частоту, кадровую политику, клиентоориентированность и многое другое. И все это на фоне серьезного спада пассажиропотока. Именно поэтому Международная ассоциация авиационного транспорта (ИАТА) призывает правительства разных стран принять меры для поддержки национальных авиакомпаний: это и финансирование, и налоговые льготы хотя бы на первое время. К слову, во многих странах такие меры уже одобрены и вступили в силу.В общем и целом, пока стоит готовиться к тому, что не все и сразу. Рейсов и маршрутов, очевидно, станет меньше, а самолеты некоторых авиакомпаний и вовсе больше не поднимутся в небо. На возобновление функционирования отрасли уйдет как минимум год. Но и тут речь идет лишь о перезапуске и начале работы, а не о возврате к докризисным цифрам и показателям.Люди и компании, занятые в сфере туризмаПожалуй, одной из самых глобальных проблем этой пандемии стало то, что миллионы людей по всему миру, которые заняты в туризме, могут потерять рабочие места. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), сейчас в группе риска находится 75 миллионов рабочих мест. И прогнозы экспертов в этом смысле неутешительны: из-за сильного снижения количества путешествий в этом году рабочие места, связанные с этой сферой, могут сократиться примерно на 12-14 %. Под ударом, в первую очередь, жители стран и городов, большая часть доходов которых — туризм. Всемирный совет по путешествиям и туризму призывает государства поддерживать отрасль: выделять финансы, устанавливать льготы, помогать разрабатывать и продвигать туристические продуты.Понятно, что на деле оказывается все гораздо сложнее, и если говорить о нашей стране, то особенно это касается организованного туризма и туристических агентств. Очевидно, что агенты сейчас находятся в максимально сложной ситуации, когда им приходится возвращать клиентам деньги за несостоявшиеся поездки (а эти деньги уже уплачены авиакомпаниями, гостиницам и всем остальным, кто тоже на грани банкротства и вернуть ничего не может). И если во многих странах мира государство поддерживает сферу или хотя бы устанавливает тайм-ауты на выплаты туристам, то в Беларуси у агентов пока вообще нет никаких льгот. Беларусские эксперты говорят о том, что мало того, что многие агентства могут так и не открыться после кризиса (а значит, множество людей останется без работы), так еще и прогнозируется падение покупательской способности населения — и спрос на путевки очень сильно снизится. Хотя есть и позитивные мысли о том, что может случиться «отложенный спрос», и люди так соскучатся по путешествиям, что не пожалеют сбережений на поездку к морю.Перестраиваться придется и гостиничному бизнесу, и вообще всем игрокам на туристическом рынке. Чтобы существовать дальше, многим из них нужно будет пересмотреть свою политику ценообразования и стать максимально клиентоориентированными: снижать цены, заманивать клиентов дополнительными бонусами, разрешать бесплатно отменять брони, делать скидки и т. д. По-другому сохранить бизнес и рабочие места просто не получится.Осмысленный туризмУже как будто и не верится, а ведь всего некоторое время назад одной из главных проблемных точек сферы путешествий был овертуризм. Многие города (особенно европейские) плакали от переизбытка путешественников, а местные устраивали забастовки и расписывали стены красноречивым Tourist go home! И пока в сети все шутят, что каналы Венеции очистились настолько, что... (дальше придумай сам(-а)), власти той же Венеции думают о том, как использовать всю эту ситуацию для переосмысления путешествий и не допустить больше овертуризма в городе. И это непростая задача: ведь Венеция как раз из тех городов, которые жили за счет туризма. Поэтому формирование новой культуры путешествий должно быть направлено на сохранение туристического потока, но без «безумных турпоездок прошлого», когда приезжие стремятся увидеть все за сутки и просто зачекиниться в городе. Это что-то больше про вдумчивость и осмысленность. Есть основания полагать, что власти многих городов, которые раньше страдали от овертуризма, задумаются над таким же подходом.
ЗдоровьеПравило «приехал(-а) из-за границы — сиди две недели на карантине» после пандемии, видимо, будет преследовать нас еще какое-то время. И есть большая вероятность, что справка о состоянии здоровья и тест на COVID-19 станут для путешественников такой же привычной и неотъемлемой штукой, как и виза в паспорте. Как мы уже говорили, в Греции уже сейчас подумывают ввести «паспорт здоровья» для туристов, чтобы точно знать, что въезжающий человек не заражен коронавирусом. Не исключено, что такая практика может стать повсеместной хотя бы на первое время. Мерять температуру в аэропортах, похоже, нам тоже будут еще долго.Внутренний туризмКак мы уже отмечали выше, если сейчас и будет развиваться какой-то туризм — то только внутренний. Ведь пока большинство стран мира готовы открывать курорты и достопримечательности исключительно для собственных граждан. Плюс и у самих путешественников очень сильно выросла мотивация к передвижениям по своим странам: когда все планы по исследованию мира поставлены на паузу, самое время начать исследовать малую родину. Уже сейчас можно заметить, что ленты Instagram пестрят картинками о том, как путешественники превращаются в краеведов и выезжают кто в лес, кто к ближайшей к своему городу заброшке, кто на болото. Понятно, что в пересчете на деньги о глобальном подъеме внутреннего туризма судить сложно. Потому что есть государства, доход которых — исключительно туризм, и как бы активно местные ни путешествовали внутри страны — это совсем не те поступления в бюджет. Условно, той же Турции как внутренний туризм не развивай, денег от этого больше не станет.А вот с не самыми туристическими странами вроде Беларуси ситуация другая. Беларусы действительно больше начали путешествовать по стране, и летом, скорее всего, массово поедут в усадьбы, санатории и на озера вместо привычных путешествий к морю. При этом наша страна не закрывала свои границы, поэтому, когда в соседних странах закончится карантин и пандемия пойдет на спад и у нас тоже, иностранцы по-прежнему смогут приезжать в любимые беларусские санатории. Трудно оценивать, хорошо это или плохо, но очевидно, что призыв Go to Belarus! этим летом будет особенно актуален.Технологии Распространение COVID-19 стало мощным толчком для развития технологий, а все кто мог хоть каким-то образом уйти в онлайн — сделали это. Шевелиться пришлось и тем, кто хоть как-то был связан с туризмом — и в первую очередь это музеи, галереи, достопримечательности и разные другие штуки, которым необходимо, чтобы на них смотрели. Классных примеров по всему миру масса: в Нидерландах «открыли» онлайн Парк Кекенхоф, Министерство туризма Греции запустило проект Greece From Home, Третьяковская галерея опубликовала фото со своих выставок, а в Египте сделали онлайн-туры по гробницам. Конечно, никто даже не будет пытаться сравнивать живую прогулку по парку с виртуальной, и, тем не менее, то, что стольким объектам пришлось освоить и внедрить в свою работу новые технологии — только в плюс. Карантин когда-нибудь закончится, а новые разработки и навыки заявить о себе даже в такой сложной ситуации — останутся.Человеческий факторИ это, конечно, то, что предсказывать всегда сложнее всего. Как будут вести себя люди после пандемии? Ринутся путешествовать и смотреть Нью-Йорк и Париж при первой же возможности или первое время предпочтут осторожничать? Насколько просто морально окажется сесть в самолете рядом с незнакомцем после уже выработанной привычки соблюдать социальную дистанцию? Отвечать на эти вопросы пока сложно, хотя уже кое-какие кейсы есть. К примеру, как только в Китае после долгого карантина начали открывать первые достопримечательности, поток из местных туристов туда хлынул такой, что пришлось ограничивать количество людей на месте. Очевидно, что в каждой стране будут принимать свои меры по регулированию туристических потоков, и первое время эти меры будут скорее ограничительными, чем стимулирующими. Полетят ли все толпиться в Барселоне или зимовать в ЮВА, как только это станет возможным — пока судить сложно. Но что-то нам подсказывает, что да.