УЗНАЙТЕ, ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ФРАНШИЗА
Франшизы бывают 3 основных типов — товарные (Вы получаете право продавать товар бренда, выкупая оптовые партии у франчайзера по выгодной цене), на определенные услуги (Вы можете оказывать их под торговой маркой франчайзера, при этом должны соблюдаться определенные требования), производственные (передаются технологии производства, поставляется необходимое оборудование и материалы). При этом необходимо внимательно изучить договор, что Вы получаете в каждом конкретном случае.
Выгодный вариант, когда Вы получаете не только права на товарный знак, но и обучение для себя и сотрудников, помощь с выбором помещения, возможность использования специализированных компьютерных программ для ведения бизнеса.
Например, при покупке франшизы нашей сети профессиональной косметики PROFFLINE партнер получает целый комплекс услуг, мы сопровождаем его с самого запуска бизнеса и оказываем помощь на всем пути развития, консультируем по поводу аренды, ремонта, товарной матрицы, учим тому, как нанимать и обучать персонал.
При этом на рынке есть предложения, когда под видом франшизы передают возможность только использования названия и логотипа, которые даже не зарегистрированы как товарный знак, а значит, не охраняются законом. При этом никаких других опций Вы не получаете.
Также важно оценить, на сколько бизнес завязан на личности владельца, его связях, административном ресурсе, ключевых сотрудниках. Например, в случае продажи франшизы психологического центра, клиенты могут быть лояльны только к одному-двум топовым психологам, а к неизвестным специалистам в Вашей организации будут обращаться не столь охотно. А в строительной сфере, например, успешный бизнес может быть построен на личных знакомствах владельца. Если у Вас их не будет, то вряд ли Вы сможете много зарабатывать.
Помимо этого, надо учитывать, какие обязательства накладывает на Вас франшиза, например, оказывать услуги по жестко зафиксированным ценам, закупать необходимое оборудование только у франчайзера на его условиях и т.п. Еще заранее узнайте, как часто Вы будете сталкиваться с проверками со стороны владельца франшизы, на сколько сильно он будет вмешиваться в Ваш бизнес.
ТРЕЗВО ОЦЕНИТЕ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Цена франшизы обычно состоит из 2 частей: паушальный взнос и роялти (регулярные, чаще всего ежемесячные платежи). Причем стоимость франшиз может отличаться в разы, от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.
Важно трезво оценить свой бюджет и стараться использовать только собственные средства. Для начинающего предпринимателя довольно опасно брать кредит, потому что у Вас еще нет опыта ведения своего дела и Вы можете загнать себя в такие долги, из которых потом будете выбираться годами. Поскольку даже покупка франшизы — это не 100% гарантия получения дохода. Ваш бизнес во многом будет зависеть от Вашего города, арендуемого места, личной активности и эффективной работы сотрудников.
Также надо понимать, что расходы на саму франшизу — это не единственные Ваши траты на старте. Скорее всего, надо будет вложиться еще в аренду помещения, покупку товара или оборудования, зарплату сотрудников, рекламу. Помимо этого, внимательно изучите пункт о расторжении договора. В некоторых случаях Вы обязаны предупредить об окончании сотрудничества за год, а все это время должны будете продолжать оплачивать роялти, даже если компания не приносит того дохода, на который Вы рассчитывали.
Однако сейчас выбор франшиз довольно большой, можно найти такой вариант, который устроит Вас по всем параметрам. Например, стоимость франшизы в нашей компании зависит от площади помещения, которая может составлять от 30 до 150 кв.м. Соответсвенно, если у Вас немного денег на старте, Вы можете начать с открытия совсем небольшого магазина и взять франшизу по минимальной цене.
ПРОВЕРЬТЕ УСПЕШНОСТЬ САМОГО ФРАНЧАЙЗЕРА
Когда Вы вкладываете деньги в бизнес, то должны примерно представлять, когда они к Вам вернуться, поэтому важно узнать срок окупаемости франшизы. В зависимости от бизнеса он может составлять от года до 10 лет. При этом начинающим предпринимателям я не рекомендую браться за долгосрочные проекты, которые не быстро принесут прибыль, лучше выбирать варианты, где Вы будете зарабатывать уже через год-два.
Однако доверять только обещаниям франчайзера о сроках окупаемости не стоит, важно понять, на сколько его собственная компания прибыльна, на сколько эффективно работает бизнес-модель. Для этого Вы можете запросить их финансовую отчетность или провести подобный анализ на основе открытых данных, проанализировать маржинальность товаров или услуг, примерное количество продаж в месяц, расходы на аренду и зарплаты и пр. Полезно также бывает привлечь для этого профессионального бухгалтера и бизнес консультанта. Иногда бывает, что фирма зарабатывает уже не на основном виде деятельности, а только на продаже франшиз. Это значит, что Ваш бизнес вряд ли станет успешным.
Помимо этого, стоит изучить репутацию компании, узнать, были ли у них какие-то судебные процессы и если да, то по какому поводу, какие отзывы о компании оставляют клиенты и бывшие сотрудники.
ПООБЩАЙТЕСЬ С ДРУГИМИ ФРАНЧАЙЗИ
Это еще один прекрасный вариант проверить, так ли Все хорошо, как обещает франчайзер. Найдите людей в разных городах, которые уже работают по данной франшизе, попросите их поделиться собственным опытом, каких результатов удалось добиться, какие сложности возникали. Чужой опыт убережет Вас от собственных ошибок. Если Вы будете сталкиваться с успешными и неуспешными примерами, обязательно проанализируйте, в чем причина, какие факторы необходимы для получения хорошей прибыли.
Кроме того, Вы поймете, на сколько бренд вообще поддерживает связь между своими франчайзи, организует ли какие-то совместные мероприятии или общие чаты, как выстроено общение среди представителей компании, ведущих дела в разных городах и странах.
ДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ
Финансовые аспект — не единственный, который нужно учитывать при выборе франшизы. Очень важно понять, к чему у Вас лежит душа, чем Вам интересно заниматься. Начать продавать мешки для мусора вместе цветов только потому, что франшиза там более выгодная, это не совсем правильно. Даже если дела будут идти хорошо, скорее всего, Вы очень быстро перегорите, у Вас не будет интереса заниматься своим бизнесом, развивать его. Если же, наоборот, Вы будете любить свое дело, то и результаты не заставят себя ждать.