Главной статьей расходов на каждом транспортном предприятии является топливо. Грамотный учет контроля расхода топлива — ключевой вопрос у бухгалтерии и руководителя автопарка.
Отлаженная система учета ГСМ, вкупе с постоянным контролем расхода и пресечением сливов, поможет эффективно уменьшить финансовые траты на покупку горючего до 30% и оказать положительное влияние на работу всего автотранспортного предприятия.
Учет расхода ГСМ: по нормам и по факту
Учет ГСМ в автопарке обычно ведется с использованием заранее разработанных и внедренных норм расхода. Они прописаны в документации, разработанной Министерством транспорта РФ и отражены в распоряжении № AM-32-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Данное положение время от времени редактируется и обновляется. Актуальный документ содержит информацию для разных типов спецтехники и автомобилей (легковых и грузовых).
Там же отражены формулы для расчета норм и поправочные коэффициенты. Последние учитывают состояние трасс, время года, длительность использования транспортного средства, население конкретного региона, в рамках которого перемещается авто и многие другие факторы. Также для каждого типа автомобиля предусмотрены поправочные коэффициенты, учитывающие объем цилиндра и тип используемых ГСМ.
Все это значительно упрощает учет топлива на автомобиле. В целом, нормы расхода представляют собой экономическое обоснование для налоговых органов и бухгалтерской отчетности. Несмотря на то, что Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит в себе прямых норм по списанию ГСМ, сотрудники Налоговой службы все же имеют полное право потребовать у руководителя предприятия обоснование затрат на израсходованное горючее. Руководителю, в свою очередь, выгодно ссылаться на принятые нормы — в зависимости от налоговой нагрузки и формы собственности предприятия, это позволяет значительно уменьшить размеры выплачиваемых налогов.
Со стороны бухгалтерского учета, выгоднее указывать фактические расходы ГСМ, ведь такой подход положительно скажется на уменьшении финансовых трат. Оптимальный выход из ситуации — вести комбинированный учет ГСМ на предприятии. Но независимо от выбранного варианта, важно понимать, соответствуют ли установленные нормы реальности, ведь только так можно увидеть максимально полную и точную картину по учету потребляемого топлива.
Какие трудности возникают на предприятии при неправильном учете расхода топлива и ГСМ?
— Фактический расход горючего превышает нормативный план;
— имеют место быть незафиксированные сливы ГСМ с рабочего транспорта;
— обналичивание топливных карт и прочие махинации с операторами АЗС;
— расхождения фактических заправок в бак с прилагаемыми чеками.