Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
74 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Эффективная модель бизнес процессов системы управления логистикой

В сегодняшней статье Вы узнаете о том, какие бизнес процессы должна в себя включать эффективная система управления логистикой на предприятии.

Типичная система управления логистикой на предприятии состоит из следующих процессов:

1. Бизнес процесс: «Выполнение автотранспортных перевозок»;

2. Бизнес процесс: «Выполнение складских операций»;

В свою очередь, бизнес процесс «Выполнение автотранспортных перевозок» включает в себя работы по доставке на предприятие закупленных ТМЦ и выполнение доставки готовой продукции клиентам предприятия.

Также, в процессе «Выполнение автотранспортных перевозок» выполняются работы по транспортировке грузов и персонала в рамках производственного процесса. Например, если предприятие специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции, оно использует грузовые автомобили для доставки выращенной продукции с поля на склад или элеватор и автобусы для доставки комбайнеров и механизаторов на место работы в поле.

Бизнес процесс «Выполнение складских операций» включает в себя работы по приемке на склад, хранению и выдаче со склада сырья материалов и готовой продукции.

Проблемы типичной системы управления логистикой

Если логистическая система состоит только из двух, указанных выше бизнес процессов, руководители и владельцы предприятий могут столкнуться со следующими проблемами:

1. Не оптимальная загрузка автотранспорта;

2. Простои транспортных средств;

3. Дефицит складских площадей;

4. Дефицит автомобилей для выполнения перевозок;

5. Замораживание оборотных средств предприятия в запасах;

Все эти проблемы могут привести к увеличению затрат предприятия на выполнение логистических операций и к ухудшению имиджа компании в бизнес среде, из-за возможных срывов сроков поставки готовой продукции клиентам.

Для решения указанных проблем необходимо расширить типовой перечень бизнес процессов системы управления логистикой.

Бизнес процессы эталонной системы управления логистикой

Эталонная система управления логистикой предприятия содержит следующие бизнес процессы:

1. «Моделирование логистической системы предприятия»;

2. «Определение правил пополнения запасов и норм»;

3. «Контроль остатков запасов ТМЦ на складах»;

4. «Оперативное планирование логистических операций»;

5. «Диспетчеризация логистических операций»;

6. «Мониторинг и контроль системы управления логистикой»

Рассмотрим детально каждый из упомянутых бизнес процессов и начнем с бизнес процесса «Моделирование логистической системы предприятия».

Бизнес процесс «Моделирование логистической системы предприятия».

В рамках этого процесса необходимо выполнять следующие виды работ:

1) Прогнозирование направлений и будущих объемов автотранспортных перевозок;

2) Прогнозирование потребности в складских площадях для хранения сырья, материалов и готовой продукции;

3) Составление перечня ТМЦ, подлежащих транспортировке и хранению на складах;

4) Определение требований к транспортировке ТМЦ. Например:

— требования к упаковке для транспортировки;

— требования к транспортным средствам и к квалификации водителей для осуществления перевозки опасных грузов;

— требования к маркировке ТМЦ для перевозки (пункт отправления, пункт назначения, количество грузовых мест, сведения о характере груза, знаки, указывающие на способы обращения с грузом);

5) Определение наиболее оптимальных способов доставки грузов;

6) Определение требований к транспортным средствам, а именно:

- количество;

— основные характеристики (например, грузоподъемность, конфигурации бортовых платформ и т.д.);

7) Определение требований к складам:

— количество и места расположения складов;

— режим работы складов, виды и объемы операций;

— требования к складским помещениям (например, температура, пожарная безопасность и т.д.);

— требования к складской технике и персоналу (в том числе погрузчики, веса, весовщики, охранники и т.д.).

8) Подготовка детального описания бизнес процессов автотранспортных перевозок и складских операций. О том, как выполнить описание бизнес процессов Вы можете прочитать в нашей статье «Описание бизнес-процессов. Алгоритм»

9) Расчет себестоимости логистических операций;

10) Расчет показателей эффективности использования техники и оборудования.

В качестве такого показателя можно использовать показатель «Общая эффективность использования техники и оборудования» или ОЕЕ (от англ. overall equipment effectiveness).

11) Выполнение сравнительного анализа стоимости выполнения логистических операций силами Компании и силами подрядчиков и выбор наиболее эффективного способа выполнения логистических операций.

Бизнес-процесс «Установка правил пополнения запасов и норм».

Внедрение данного бизнес процесса на предприятии необходимо для устранения проблемы замораживания оборотных средств в запасах и проблемы дефицита складских площадей.

Указанные проблемы возникают потому, что закупщики перед закупкой не проводят контроль остатков ТМЦ на складе и не анализируют то, как часто закупаемые ТМЦ используются в деятельности предприятия.

В рамках бизнес процесса «Установка правил пополнения запасов и норм» необходимо провести категоризацию запасов предприятия и для каждой категории запасов установить правила пополнения и нормы.

Каким образом провести категоризацию запасов?

При проведении категоризации запасов целесообразно отталкиваться от значений двух показателей.

Первый показатель, это процент стоимости запасов определенной категории в общей стоимости запасов, закупаемых предприятием.

Второй показатель, это процент количества определенной категории ТМЦ в общей количестве номенклатурных позиций ТМЦ, которые используются предприятием в процессе производственной деятельности.

С применением данных показателей, все запасы предприятия можно разделить на три категории:

  1. Запасы категории А;
  2. Запасы категории B;
  3. Запасы категории C;

К категории А относятся запасы, процент стоимости которых составляет 70% в общей стоимости запасов, закупаемых предприятием, и которые составляют 20 — 25 % от общего количества номенклатурных позиций, используемых предприятием в своей деятельности.

К категории B относятся запасы, процент стоимости которых составляет 20 — 25 % в общей стоимости запасов, закупаемых предприятием и которые составляют 20 — 25 % от общего количества номенклатурных позиций, используемых предприятием в своей деятельности.

К категории C относятся запасы, процент стоимости которых составляет 10% в общей стоимости запасов, закупаемых предприятием и которые составляют 60 % от общего количества номенклатурных позиций, используемых предприятием в своей деятельности.

После проведения категоризации запасов к каждой категории необходимо применить правила пополнения.

Существуют 3 правила пополнения запасов.

Первое правило: Пополнение запасов по потребности.

При применении этого правила пополнение запасов необходимых номенклатур осуществляется только при возникновении потребности в ТМЦ, и только в том количестве, которое необходимо.

Целью применения данного правила является минимизация запасов. Правило пополнения запасов по потребности применяется для приоритетных, самых дорогих номенклатур категории А.

Второе правило: Пополнение запасов по статистической точке заказа.

При применении этого правила пополнение запасов необходимых номенклатур осуществляется только тогда, когда уровень запасов достигает определенного уровня в натуральном измерении.

Цель применения данного правила — поддержание определенного уровня запасов на складе.

Правило применяется при относительно стабильном и прогнозируемом спросе на определенную номенклатуру и используется для номенклатурных позиций категории А (в некоторых случаях) и В (чаще всего).

Третье правило: Пополнение по календарной точке заказа.

Суть правила заключается в осуществлении дозаказа ТМЦ до максимального уровня необходимых номенклатур с установленной периодичностью.

Цель применения данного правила — поддержание уровня запасов при минимальном контроле.

Потребность в номенклатурных позициях определяется на основе проверки имеющихся запасов на определенную дату. Правило применяется для пополнения относительно недорогих номенклатур категории В (в некоторых случаях) и категории С.

После проведения категоризации запасов необходимо определить нормативы хранения запасов в натуральном выражении в разрезе номенклатурных позиций и категорий запасов.

В зависимости от типа запаса это может быть:

  1. целевой (нормативный);
  2. минимальный / неснижаемый.

Для ТМЦ которые закупаются разово или потребляются время от времени, устанавливается норматив пролеживания на складе.

Для ТМЦ, пополнение запасов которых, осуществляется периодически, по календарной точке заказа необходимо определить периодичность мониторинга уровня запасов.

Бизнес процесс «Оперативное планирование логистических операций».

Для устранения проблем дефицита складских мощностей и автотранспортных средств на предприятии необходимо внедрить процесс «Оперативное планирование логистических операций».

В рамках бизнес процесса «Оперативное планирование логистических операций» необходимо выполнять следующие виды работ:

  1. сбор и консолидация информации о потребности структурных подразделений предприятия в автотранспортных перевозках и складских операциях;
  2. проверка достаточности ресурсов для обеспечения потребности;
  3. формирование оперативных планов выполнения логистических операций на период до 3 месяцев.

В рамках процесса «Диспетчеризация логистических операций» необходимо еженедельно уточнять потребность структурных подразделений предприятия перевозках и в складских операциях и составлять графики выполнения логистических операций на период от одного-двух дней до одной недели и выдавать задания исполнителям работ: водителям, кладовщикам и другим участникам данного бизнес процесса.

Бизнес-процесс «Мониторинг и контроль системы управления логистикой»

Последним, но не менее важным процессом логистической системы, который должен быть внедрен на предприятии, является бизнес-процесс «Мониторинг и контроль системы управления логистикой».

В рамках данного процесса необходимо контролировать выполнение автотранспортных перевозок и складских операций на соответствие выданным заданиям и утвержденным технологиям.

Например, необходимо контролировать маршруты движения автотранспортных средств, расход топлива, и соответствие порядка выполнения складских операций утвержденным инструкциям.

Результаты бизнес процесса «Мониторинг и контроль системы управления логистикой» необходимо использовать в бизнес-процессе «Моделирование логистической системы предприятия».

Надеемся, что приведенная в статье информация поможет Вам построить эффективную систему управления логистикой на вашем предприятии.

Очень много полезной информации о том, как построить новый бизнес и оптимизировать бизнес процессы существующего бизнеса вы можете прочитать здесь.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.