За этот год сфера e-commerce стала социально значимой во всем мире. Произошло это, конечно, благодаря ограничениям и введенным мерам в связи с пандемией. Для многих предпринимателей, которые вели бизнес в оффлайне, переход в онлайн стал единственным «путем для выживания». Например, данные из исследования «Яндекс.Взгляда» показывают, насколько сильно изменились потребительские паттерны у россиян:
В период самоизоляции чаще стали приобретать товары онлайн от 34% до 64% покупателей в зависимости от категории товаров. От 3% до 6% респондентов сообщили, что они впервые совершили онлайн-покупку именно в этот период. Покупать исключительно или частично через интернет товары личной гигиены и косметику стали около трети россиян. Основным плюсом онлайн-покупок для 53% респондентов стало удобство — оформить заказ можно в любое время и в любом месте. Снижать долю онлайн-шопинга не планируют от 56 до 75% опрошенных. Мы тоже считаем важным систематически собирать и анализировать статистику, чтобы понимать, как меняется поведение потребителей. На основе статистики Robokassa — а именно, данных за I и II кварталы 2020 года — можно подтвердить тенденцию роста потребительской активности в сфере e-commerce. Самые высокие показатели за период самоизоляции были у категорий «семинары и тренинги», «вебинары» и «образование и литература».
Все эти показатели говорят о том, что позиции e-commerce будут только укрепляться. Можно сказать, что сейчас достаточно благоприятные условия для тех, кто планирует расширять или только начинать продажи в онлайне. Тем более, что для технических и организационных вопросов можно привлечь специализированные компании-экосистемы, с помощью которых можно решать сразу комплекс бизнес-задач. О таких цифровых экосистемах и пойдет речь в этой статье.
Разберем популярные комплексы решений, которые сегодня предлагают предпринимателям некоторые организации.
Сайт, интернет-банкинг, бухгалтерия и налоговая отчетность Последние несколько лет в России активно развиваются специализированные финансовые экосистемы для малого и среднего бизнеса. На фоне подобных организаций выгодно выделяются, например, «Модульбанк», банк «Точка», «Тинькофф банк». С их помощью можно:
зарегистрировать ИП под ключ (без личного визита в ФНС); открыть счет полностью онлайн; запустить собственную уникальную веб-страницу с функцией приема платежей; проводить финансовые операции с закрывающими документами; получить доступ к автоматической бухгалтерии, расчету налогов, формированию деклараций и так далее. Все эти функции наиболее актуальны для небольшого сервисного бизнеса с типовыми услугами, которому не нужен сложный функционал (в отличие от интернет-магазина, например).
Помимо «молодых» банков привлечь малый и средний бизнес стремятся и гиганты банковского сектора. Например, «Сбербанк» запустил сразу 24 нефинансовых сервиса: «Продвижение бизнеса онлайн», «Проверка контрагентов», «Таможенные платежи», «Сайт для бизнеса», «Отчетность для госорганов», «Выставление счетов», «Электронный документооборот (E-Invoicing)», «Конструктор документов», «Электронный архив», CRM, «Моя бухгалтерия онлайн», «Бизнес Аналитика» и другие. Помимо этого «Сбербанк» предлагает партнерскую доставку («Моя доставка») с функцией хранения товаров для малого бизнеса, которой можно пользоваться даже в случае торговли через социальные сети.
Магазин, прием платежей, склад и доставка В первую очередь предпринимателям, которые планируют запуск интернет-магазина, необходимо решить несколько основных задач:
создание витрины магазина и поддержание ее в рабочем состоянии; настройка приема платежей; организация техподдержки; оптимизация в поисковых системах; привлечение трафика покупателей; хранение товаров и организация доставки. Весь этот комплекс услуг предлагают некоторые маркетплейсы, которые уже выросли в полноценные экосистемы для бизнеса.
Запустить магазин полного цикла можно, например, с помощью площадок Goods и Ozon. Для начала торговли через маркетплейс необходимо заключить договор, создать и заполнить витрину. После этого уже можно принимать все популярные виды платежей, пользоваться складом, внутренней доставкой сервиса и так далее.
Магазин, прием платежей, CRM-система и фискализация по 54-ФЗ Такой комплекс услуг можно найти, например, в экосистеме Robokassa. Перечисленные функции будут наиболее актуальными для микро- и малого интернет-бизнеса. Подключившись, предприниматель сможет:
получить полноценный работающий интернет-магазин; принимать все популярные виды платежей; получить доступ к CRM-сервису и большому трафику потенциальных покупателей; организовать легальную фискализацию; избежать серьезных организационных затрат, связанных с процессами подключения онлайн-кассы и ее дальнейшего техобслуживания. Отдельно стоит рассказать про фискализацию в рамках закона 54-ФЗ. С вступлением в силу новой поправки «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» начался масштабный переход на ККТ нового образца. Согласно этому изменению практически все категории бизнеса обязаны приобрести и зарегистрировать онлайн-кассу. Необходимые организационные затраты для многих предпринимателей оказались непосильными — по расчетам экспертов самая простая модель ККТ (с подключением, настройкой и первым годом услуг ОФД) обойдется примерно в 22-28 тысяч рублей. Для тех, кому невыгодно приобретать онлайн-кассу, были запущены бюджетные решения, которые позволяют торговать легально. Например, такой инструмент («Робочеки ») предлагает экосистема Robokassa.
По какому принципу работает решение? Предприниматель заключает договор с платежным агентом, в примере с «Робочеками» в качестве такого агента выступает Robokassa. В рамках такого договора транзакции проходят через онлайн-кассу сервиса. Агент занимается формированием и своевременной отправкой всех чеков в налоговую и покупателям, он же отвечает за составление и предоставление в ФНС всех необходимых данных об объемах продаж для дальнейшей отчетности интернет-магазина. Подключить решение можно онлайн и это бесплатно, единственным расходом станет стандартная комиссия сервиса с транзакций по любым способам платежей.
Заключение Компании-экосистемы, несомненно, облегчили жизнь микро-, малому и среднему бизнесу. Предлагаемые услуги позволяют быстро и эффективно наладить практически все бизнес-процессы, которые возникают при ведении торговли через интернет. Благодаря этому у предпринимателей появилась возможность сконцентрироваться на развитии своего проекта, не беспокоясь о таких действиях, как самостоятельная регистрация ИП, подготовка отчетности для ФНС, подключение онлайн-ККТ и так далее. Помимо того, что для небольшого бизнеса создана комфортная цифровая среда, такие экосистемы позволяют соответствовать высоким стандартам сферы e-commerce, которые сделали современного потребителя крайне искушенным и требовательным. Поэтому советую внимательно следить за изменениями рынка, изучать новые решения, не бояться пробовать и внедрять актуальные инструменты. Хочу пожелать всем предпринимателям постоянного прогресса и успешной торговли!