Статистика от Robokassa: как россияне оплачивали онлайн-покупки в 2020 году
По подсчетам агентства Data Insight, которое специализируется на исследовании и аналитике рынка электронной коммерции, — объем российского рынка e-сommerce в 2020 году достиг 2,5 трлн рублей, рост по отношению к показателю 2019 года составил 44%. Эксперты агентства считают, что такой скачок обусловлен влиянием пандемии COVID-19, без которого рост составил бы только 29%. Помимо этого директор агентства Data Insight Борис Овчинников на онлайн-конференции РАЭК «Рунет 2020: итоги года» сообщил о том, что количество онлайн-заказов в 2020 году выросло практически на 80%, российские потребители совершили 830 млн покупок в интернете. По прогнозам экспертов агентства:
- в 2021 году рынок электронной торговли увеличится на 34%,
- в 2022-м — на 32%,
- в 2023-м — на 30%,
- в 2024-м — на 28%.
Рост будет обеспечен в первую очередь за счет онлайн-покупок продуктов питания и частоты покупок других товарных категорий. Также Борис Овчинников дал следующий прогноз: «Мы видим, что в следующие годы скорость роста рынка e-commerce будет на 5–6% выше, чем ожидалось.»
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что российские торговые компании достаточно оперативно приспособились к новым вводным, которые были продиктованы событиями, связанными с пандемией, а покупатели, в свою очередь, быстро адаптировались, легко меняя свои потребительские паттерны.
Этот материал был подготовлен на основе живой статистики предприятий сегмента малого и микробизнеса, предоставленной платежным сервисом Robokassa за 2020 год.
Самые популярные способы оплаты
Так же, как и годом ранее, лидером по количеству проведенных платежей остаются банковские карты, с 2019 года их доля выросла на 4,1%, а с 2018 года — на 8,8%. В 2020 с их помощью оплатили 87,62% онлайн-заказов.
По итогам 2020 года ApplePay и SamsungPay с долей в 8,82% выходят на второе место.
Тройку лидеров закрывают электронные деньги с долей в 2,26%. По сравнению с показателем 2019 года в 12,1% произошло снижение почти на 10%.
Далее располагается мобильная коммерция, их доля уже второй год подряд уменьшается, за прошлый год произошло снижение более чем в три раза, в 2020 году она составила всего 1,18%, хотя в 2019 этот показатель был 3,65%.
Предпоследнее место по показателю количества проведенных транзакций заняли карты рассрочки «Совесть», «Халва» и «Свобода», в 2020 году их доля составила 0,06%.
По итогам 2020 года самыми непопулярными способами стали интернет-банкинг и платежи через салоны связи («Евросеть» и «Связной») : их доли — 0,04% и 0,02% соответственно. Прежде многие делали ставки на интернет-банкинг, но сейчас очевидно, что лидирующую позицию получилось занять только у СберБанка — остальные игроки рынка не стали фокусироваться на развитии данного способа.