Прокси-фрилансеры: что не так с посредниками и как их распознать
Но фрилансер не писал код или текст, не рисовал макет и не монтировал видео. Он нашел субподрядчика — того, кто согласился выполнить эту работу дешевле. Разницу посредник положил себе в карман. Заказчик не заметил подмены. А если и заметил, сможет ли он доказать, что его обманули? Да и обман ли это?
Добро пожаловать на галеру!
Посредник — третья древнейшая профессия. Которая до сих пор процветает: на схеме «купи дешевле, продай дороже» построен ритейл, а в широком смысле — вообще весь бизнес. Но никто ведь не возмущается, что в супермаркете, магазине бытовой техники или одежды есть торговая наценка. Этический водораздел между предпринимателем и «барыгой» — в том, что первый не скрывает своей бизнес-модели и обеспечивает дополнительную ценность.
Магазин гарантирует аутентичность товара, там можно получить консультацию и расплатиться удобным способом. Наценка оправдана комфортом — и все довольны. С прокси-фрилансером все иначе. Он получает заказ благодаря портфолио или внутреннему рейтингу площадки, а передает его специалисту классом ниже, чем рассчитывает заказчик. И, разумеется, не сообщает ему об этом.
Давайте начистоту: именно так и работает целый сегмент отечественной IT-индустрии. Open space в бизнес-центре, полтора десятка молодых ребят, пара прокачанных аккаунтов на зарубежной фриланс-площадке и сейлз-менеджер, навязывающий «буржуям» junior-программистов по цене middle, а то и senior. Вот она, так называемая галера. На отечественных биржах это иногда работает так же, но обычно куда более дико.
Как это устроено?
Чаще всего фриланс-посредник — обладатель внушающего доверие профиля. С достойным портфолио (необязательно своим) и положительными отзывами. Это либо некогда честный исполнитель устал работать и решил монетизировать репутацию на фриланс-площадке, либо кто-то очень постарался, чтобы прокачать аккаунт. Кому же он передает заказы и как контролирует работу? В зависимости от морального облика вариантов несколько:
- Своей команде работников. Они даже могут быть убеждены, что удаленно трудятся в агентстве. Или настоящее агентство использует профиль топ-фрилансера как один из источников заказов. В таком случае есть шанс, что проект будет выполнен качественно, а если клиента что-нибудь не устроит, коллективный фрилансер сможет внести адекватные правки.
- Случайным исполнителям на бирже. Часто на той же, где получен заказ. Из-под второго аккаунта посредник создает объявление со скромным бюджетом, а затем выбирает из тех, кто откликнулся. Качество страдает, но, поскольку некоторые клиенты предпочитают истину авторитетов авторитету истины, это довольно часто срабатывает.
- Тем, кто готов работать бесплатно. Например, на одном известном в Рунете форуме о SEO есть внутренний аналог фриланс-биржи и традиция, что несколько первых заказов (обычно 3–5) новичок выполняет за «честный отзыв». А то и просто за балл форумной репутации. Круг лиц, которые только и поджидают там бесплатных исполнителей, год от года не меняется. С чего бы это?
Что бывает, когда результат не соответствует ожиданиям заказчика? Фриланс-посредник действует по ситуации. Иногда ему удается отделаться парой незначительных правок или задавить клиента дутым авторитетом. Реже приходится возвращать деньги, чтобы уладить конфликт по-тихому, без отзывов.
Как распознать прокси-фрилансера?
Сделать это до получения первых результатов почти невозможно. Да и после доказать, что топ-фрилансер на самом деле топ-обманщик, непросто. Ведь если программный код еще можно оценить объективно, то качество и авторский стиль, например, в дизайне и копирайтинге — расплывчатые понятия. И все-таки есть факторы, совокупность которых косвенно указывает, что кое-кто считает себя самым хитрым:
- Неправдоподобно высокая производительность. В жизни каждого фрилансера случается, что приходится выдавать на-гора стахановские объемы. Но всему есть предел. Если исполнитель готов в сжатые сроки выполнить заказ, который и втроем-то сложно осилить, это повод задуматься.
- Большое число положительных отзывов. При условии, что они однообразные, без подробностей (чаще всего в духе «Все понравилось! Сдал точно в срок!») и появляются с завидной регулярностью. Это может свидетельствовать о том, что они накручены. А где одна ложь, там и другая.
- Ненастоящие данные профиля. Фриланс-посредники обычно предпочитают не светить лицом и ФИО. Возможно, опасаясь рассерженных клиентов или интернета, который, как известно, ничего не забывает.
Вместо заключения
Пожалуй, самые ценные советы, как не попасть в руки полумошенника, — не пренебрегать тестовым заданием, даже если решили обратиться к топ-фрилансеру. А заодно разделять большой заказ на промежуточные этапы. Предупредите заранее: если заметите разницу в качестве и авторском стиле, напишете об этом в отзыве. И подробно раскройте требования к проекту в ТЗ. Чем они жестче, тем сложнее передать заказ неопытному коллеге.
Источник: https://freelance.codeby.net/