Оптимальное количество участников корпоративного тренинга
Об авторе
Статья написана Николаем Рысёвым на основании 20 летнего опыта ведения бизнес-тренингов. Николай — автор бестселлеров «Активные продажи» и новой книги «Как вести бизнес-тренинги?». Разработал и провел более 1000 корпоративных тренингов для 40 отравлей бизнеса. Специализируется на корпоративном обучении в области продаж, управлении и на разработке онлайн-курсов (дистанционного обучения) для компаний.
О каком тренинге вы говорите?
Часто можно услышать ответ, что количество участников на бизнес- тренинге должно быть около 12, то есть от 8 до 16. Число 12 считается в широких кругах классическим.
И я хочу здесь сказать так громко, чтобы меня услышали в пределах всей России и даже ближнего зарубежья, а, может быть, даже дальнего! Да, да! Я сейчас будут вещать на весь мир! И первое, что я у вас спрошу в ответ на ваш вопрос об оптимальном количестве участников тренинга, будет касаться самого тренинга.
О каком тренинге вы говорите?
О каком тренинге вы спрашиваете?
О психотерапии? О социально — психологическом тренинге?
О корпоративном тренинге?
Это очень принципиально!
Число 12 пришло из психотерапии и социально-психологических тренингов (СПТ). Это число обусловлено тем, что там, в психотерапевтических группах и на социально-психологических тренинга, ведущему нужно много времени и внимания уделять каждому участнику с точки зрения личных переживаний, эмоций, чувств, проблем.
На психотерапии люди плачут, рассказывая о своих глубоких переживаниях, связанных утратами, с обидой, агрессией, прощением, прощанием с близкими людьми. И, естественно, это требует от психотерапевта времени, которое он уделяет каждому человеку. Нужно клиенту (пациенту) время на переживание, осознание, принятие решения, что делать дальше.
На социально-психологических тренингах люди также часто обсуждают проблемы коммуникаций между друг другом и личного общения. Там тренеру нужно постоянно быть «здесь и сейчас» и концентрировать на этом участников, фокусировать их внимание, эмоции и мысли на происходящем на тренинге, на личном опыте, который переживается во время тренинга. И на это нужно время. Нужно выслушать каждого, дать ему выговориться.
Поэтому на групповую психотерапию и СПТ психотерапевт или психолог не может пригласить больше 16 человек, иногда даже больше 12 уже будет перебор. Иначе ведущий не сможет уделить достаточное внимание и время каждому участнику.
Но мы то ведем бизнес-тренинги или корпоративные тренинги! Мы не обсуждаем на них личные проблемы, мы не углубляемся в глубины личных переживаний, мы не должны фокусироваться на «здесь и сейчас» постоянно. Потому что это неправильно!
Методология бизнес-тренинга
Методология бизнес-тренинга строится на принципиально других основаниях, о которых я уже говорил в этой книге и буду продолжать далее. По сути, вся эта книга своим содержанием, всем технологиями ведения тренинга, о которых я здесь рассказываю, объясняет вам, почему на корпоративном тренинге или любом бизнес-тренинге может быть большее количество людей, чем 12.
Для нашего удобства давайте назовем этот подход к количеству участников на бизнес-тренинге, который я здесь проповедую, неоклассическим. Я имею в виду — новую классику, которая возникла в период с середины 90-х годов, когда начали вести корпоративные тренинги на регулярной основе, и продолжается до настоящего времени.
Приставка «нео» обозначает слово «новый». Неоклассическое число максимального количества участников бизнес-тренинга — 20. Иногда даже 25.
А теперь я буду пояснять число — 20-25, используя, как аргументы, которые уже были изложены в этой книге, так и новые, ключевые доводы. Причем мои аргументы, как вы увидите, сильно связаны друг с другом.
Во-первых, на бизнес-тренинге не лечат! Такой задачи не стоит!
Тренер должен сфокусироваться на бизнес-задачах, на технологиях продаж, переговоров и управления. Соответственно, не нужно уделять много времени личным переживаниям участников.
Во-вторых, на корпоративном тренинге не надо говорить о своих чувствах в отличии от психотерапии и СПТ.
Единственное исключение — это когда, человек после ролевой игры, рассказывает, как он чувствовал себя в данной роли. Да и то эти чувства значимы для тренинга, если они рассказывают нам о реакции на ту или иную технологию, которую применял другой человек из взаимодополняющей роли.
К примеру, протагонист играл менеджера по продажам, оппонент — клиента. Во время обратной связи оппонент рассказывает, какие технологии продаж, какие конкретные слова протагониста вызвали в нем доверие, и что вызвало в нем агрессию и недовольство.
Или протагонист играл руководителя, мотивирующего своих сотрудников на выполнение задания, а оппонент — подчиненного. И после ролевой игры оппонент даете обратную связь о том, какие чувства вызывал в нем руководитель, насколько захотелось ли ему действительно выполнять задание.
В данном случае разговор о чувствах на бизнес-тренинге уместен. Но в большинстве случаев он вреден. Он уводит людей от целей бизнес-тренинга. Разговор о своих чувствах и эмоциях может вызвать негативную реакцию у других участников тренинга.
Люди на бизнес-тренинг приходят учиться технологиям бизнеса и расширять картину своего мира, приобретая новые идеи и подходы. Они не хотят вторжения в свои личный мир. Особенно не хотят вторжения в личный мир участники корпоративного тренинга, которых направляет на тренинг их руководство.
А если не нужно делиться своими личными переживаниями, то время на обратную связь значительно сокращается. Соответственно бизнес-тренер может уделить внимание большему внимание не 12-и, а 18-и, 20-и и даже 24-м человекам!
В-третьих, обратная связь, которая так важна во время корпоративного тренинга, может, и даже должна даваться тренером и другими участниками в структурированной форме.
Структура обратной связи позволяет передать важную информацию участнику, касающуюся его поведения, побудив его, как минимум, задуматься, как максимум, применять более эффективные способы продаж, переговоров и управления.
К примеру, я объясняю, что обратную связь на бизнес-тренинге надо давать по принципу «два плюса, одна рекомендация».
"Когда вы даете обратную связь другим людям, пожалуйста, начинайте всегда с плюсов, с того, что было положительно в выступлении вашего коллеги. Подчеркните, что было удачно. Потому что это и для вас важно — то, что было удачно у другого, вы также можете и сами применить. И потому что это важно для вашего коллеги — он может опираться на свою силу, развивать и далее свои успешные черты и технологии, которыми пользуется.
А уж затем дайте рекомендацию. То есть, если вам что-то не понравилось, не надо критиковать. Потому что критиковать очень легко, если вы не даете свое предложение. Но это не конструктивно. Ошибки можно увидеть в каждом. А вот предложить свой вариант — это уже конструктивно!
Предлагая свой вариант, свою технологию продажи, переговоров или управления, вы делаете хорошо и для себя, и для другого. Озвучивая свое конструктивное предложение, вы больше его осознаете сами, делаете из заготовки деталь, говоря метафорически. И это хорошо для самого себя. А ваш коллега, слыша ваше предложение, может научиться от вас, стать более эффективным за счет вашей точки зрения. И это хорошо для другого.
Таким образом, когда вы даете обратную связь, сначала скажите, пожалуйста два плюса, ну, хотя бы один, а затем уже минус, но не виде того, что вам что-то не нравится, а в виде рекомендации, что нужно сделать по-другому. И я имею в виду конкретную рекомендацию о применении технологии, а не совет по типу «Думать надо головой».
Данная структурированная обратная связь позволяет поддерживать позитивный настрой на бизнес-тренинге, обсуждать технологии, за которым участники пришли, и экономить время. Поэтому количество участников может быть не 12, а 18, 19, 20 и иногда даже больше.
В-четвертых, мой личный опыт показывает, что энергетика группы в 18 — 20 человек гораздо выше, чем у группы в 8 — 12 человек.
И эта положительная энергия ведет всех участников. На бизнес-тренинге больше обмена идеями, больше взаимодействий. Энергия группы позволяет легче справится с отдельными сопротивлениями изменениям участников.
Можно увидеть единый конструктивный порыв, который заражает каждого участника. Так, что, как это не парадоксально для некоторых звучит, у неоклассической группы в 20 человек есть даже явные преимущества перед классической группой в 12 человек.
В-пятых, на корпоративном тренинге многие технологии продаж,
переговоров и управления отрабатываются в специально структурированных упражнениях, где сама структура позволяет управлять динамикой группы, где сама структура практических заданий гарантирует высокое усвоение материала. Часто во время таких упражнений обратная связь просто вплетена внутрь и неразрывно связана с этим упражнением. Поэтому тренеру и участникам не нужно тратить дополнительное время на обратную связь после упражнения.
В следующих двух статьях я приведу примеры упражнений для тренинга продаж и для управленческого тренинга, в которых обратная связь тренера инкрустирована, буквально вмонтирована в само упражнение. Это еще раз доказывает, что за счет специально структурированных упражнений бизнес-тренинги можно (и даже нужно) вести для неоклассических группу для 20, 22 а иногда 25 человек.
Но я не настаиваю на том, что вы должны просить заказчика забить тренинг участниками по максимуму. Здесь просто были приведены аргументы, почему и за счет каких средств, тренинг для неоклассической группы является столь же эффективным, как и для классической.
Однако, если все мои доводы не достаточны для вас, значит продолжайте вести тренинги исключительно для классических групп в 12 человек! В конце концов, это ваши тренинги, это ваша ответственность, это ваша уверенность и сила!
Перед подведением итогов предложу еще несколько тем для обсуждения.
Во-первых, можно ли вести тренинги для группы более 20 — 25 человек? К примеру, что насчет 35 или 40 человек, или даже 50? Группы от 25 до 30 можно назвать промежуточными, а от 30 человек — это большими группами.
Отвечаю. Для больших групп также предусмотрены тренинги, которые можно назвать мегатренингами! И там начинают работать иные технологии! Следует подчеркнуть, что мы с вами говорим именно о тренингах, а не о семинарах, лекциях или мотивационных выступлениях!
Лично я обожаю вести большие группы для групп в 100 и даже 300 человек, как один, так и в содружестве, в команде с другими тренерами! Про технологии мегатренингов вы сможете прочитать в дальнейшем отдельную статью.
И последний вопрос! Мы все обсуждаем максимальный возможный состав группы. А каково минимальное число участников тренинга? Ответ просто — один человек! Такой формат работы с одним участником можно назвать индивидуальным тренингом.
Конечно, в данном случае при проведении упражнений и ролевых игр тренеру приходиться выступать и в роли участника, чтобы отрабатывать умение и навыки вашего подопечного.
Стоит отметить, что тренинги для 1 — 4 человек не столь динамичные, как для классических и неоклассических групп. Но результативность от этого никак не падает. И, что действительно важно, тренер может сконцентрироваться больше внимания на индивидуальных ошибках участников.
На тренинге для 1-6 человек есть один подводный камень. Так как людей меньше, то время на обсуждение и на выполнение упражнений соответственно уменьшается. Так что тренеру надо планировать больше упражнений и больше теоретических тем для освещения. Кстати, для участников, если скорость обучения их достаточно высока, это может являться дополнительным преимуществом!
Еще один возможный подводный камень заключается в том, что в случае тренинга для 1- 6 человек сопротивление изменениям каждого участника значимо влияет на весь процесс тренинга. То есть одному токсичному участнику в группе из 4 человек гораздо легче разрушить весь тренинг (или его часть) своим негативным, неконструктивным поведением, чем в группе из 16 человек. Это надо иметь в виду и быть готовым.
И наконец-то итог главы.
Бизнес- тренинг можно проводить для любого количества участников. Можно проводить индивидуальные тренинги для одного человека, тренинги для 2-7 участинков, тренинги для классических групп от 8 до 16 человек и неоклассических групп от 17 до 25 человек. И даже для больших групп предусмотрены специальные технологии, позволяющие проводить мегатренинги!