Эффективность, эффект Даннинга-Крюгера, синдром самозванца и личный бренд
Сергей (имя изменено) позвонил мне поздно вечером и, запинаясь, сбивчиво стал объяснять, почему завтра утром он не сможет сняться в сюжете для телевидения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Ему, мол, крайне неудобно и передо мной, и перед телевизионщиками, но он не готов к съемкам, и вообще, не готов к публичности.
Мы несколько месяцев работали над созданием его личного бренда. Создали концепцию и стратегию продвижения Сергея. Подготовили и провели серию успешных переговоров с собственниками и руководством, с предложениями по оптимизации работы его направления. Изменили его имидж, убрали оттуда неформальные нотки, мешавшие образу эксперта. Тренировали навыки публичного выступления. Сергей открыл блог, писал туда регулярно, участвовал в различных тематических чатах и группах.
И вот теперь венец нашей работы — интервью для федеральной новостной программы. Мне стоило больших трудов уговорить знакомого редактора взять интервью именно у Сергея, который работал руководителем департамента в крупной финансовой структуре. И программа как раз делала сюжет о новых финансовых трендах в связи с пандемией.
Что же произошло? И почему Сергей хотел отказаться?
Я предложил прямо сейчас, ночью провести сессию по скайпу и разобраться в его ограничивающих убеждениях. По окончании мы решили, что утро вечера мудренее, и к 8 утра Сергей был должен принять окончательное решении и сообщить мне...
Работая с запросами клиентов на создание личного бренда, я выявил следующую закономерность. Большинство претендентов на личный брендинг — дилетанты, уверовавшие в свою особенность, востребованность и профессионализм. А вот настоящие, серьезные профессионалы как-то не рвутся к собственному брендированию.
Почему так происходит?
Это наглядная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера. Если кратко: невежда уверен в том, что он — суперпрофи, а высококлассный профессионал считает, что недостаточно хорош, чтобы заявлять о себе как о суперэксперте. Чем меньше человек разбирается в вопросе, тем меньше объективности в оценке своей компетентности. Но! Чем лучше разбираешься, тем меньше уверенности в себе как в специалисте.