Действие Приказа 126н в аукционах
В разных типах торгов Приказ работает по-разному. Рассмотрим алгоритм
действий для самого популярного способа закупки — аукциона.
Размещая закупку товаров из перечней, заказчик в извещении ссылается на
Приказ 126н и должен предусмотреть преференции, указав их конкретный размер в процентах.
Если в документации это не прописано, поставщику есть смысл направить заказчику
запрос на разъяснение.
Если аукцион выиграет поставщик с иностранным товаром, то при заключении
контракта с ним цена уменьшается на дополнительные 15% или 20%. При этом
соотношение иностранных и отечественных позиций у него может быть любым (99
отечественных товаров и 1 иностранный автоматически приведут к снижению цены).
Если аукцион выиграл поставщик, предлагающий исключительно российские товары
или из стран ЕАЭС, контракт заключается по цене, предложенной в ходе торгов
(без дополнительного снижения).
Важно, что механизм минуса от цены работает только в том случае, если была
подана и допущена хотя бы одна заявка с полностью отечественными товарами. В
связи с этим поставщик иностранной продукции должен заранее определить
минимально допустимую для себя цену с учетом возможного снижения на 15% или
20%. При этом для подтверждения страны происхождения товара поставщику не
требуется предоставлять никакие специальные документы или подтверждать наличие
товара в каких-либо реестрах — достаточно указать в заявке Россию или
дружественную страну из ЕАЭС.
В чем подвох?
Федеральные электронные торговые площадки обязаны уведомлять участников о
допуске поставщиков с российскими товарами, но на практике это делают далеко не
все ЭТП. Основная опасность таких уведомлений в том, что они не учитывают
поставщиков с товарами из ЕАЭС, которые фактически приравниваются к российским.
Площадка неосознанно может ввести участников в заблуждение: в уведомлении будет
значиться, что заявок с российским товаром нет, но про заявки с товарами из
ЕАЭС сообщаться не будет. В итоге участникам может быть сложно определить
тактику во время самих торгов: снижать цену до предела рентабельности или
остановиться заранее с учетом возможного снижения по Приказу 126н.
Еще один нюанс — площадка не погружается внутрь документации и формирует уведомления
на основе информации, указанной поставщиком в интерфейсе ЭТП. То есть площадка
не знает, 100% отечественной продукции предлагает участник или только часть.
При этом в сообщении будет указано, что есть заявка с российским товаром.
Какую-то компанию с иностранной продукцией это остановит, и она не станет
торговаться до победного, а конкурент может предложить более выгодную цену и
получить контракт без дополнительного снижения (потому что фактически не будет
ни одной допущенной заявки с полностью российскими товарами).
Чтобы больше узнать об особенностях работы по Приказу 126н, посмотрите
наш недавний вебинар .
Внимательно изучайте закупочное
законодательство и корректируйте тактику участия в торгах в зависимости от условий
каждой процедуры. Обучающие программы Seldon для поставщиков и
заказчиков помогут всегда быть в курсе всех значимых изменений и повысить
эффективность работы!