Начиная
работать на тендерном рынке, компания попадает в совершенно новые для себя
условия. Поиск подходящих торгов, подготовка заявки, определение тактики
участия — на первых порах все это вызывает массу вопросов. И вдруг рядом появляются
лица, которые хотят помочь новичку и готовы решить за него все задачи. По
крайней мере, так они говорят.
Неуверенность и сомнения — хорошая
почва, на которой мошенники могут вырастить все, что угодно. Схемы, которые
опытный игрок разглядит с первого взгляда, на новичках срабатывают в 80%
случаев.
Вот лишь некоторые примеры того, какие
услуги могут предлагаться. Одни из них просто бессмысленны и вытягивают из
поставщиков деньги, а другие явно нарушают законодательство.
· Сервисы-пустышки
Такие сервисы предлагают поставщикам
за деньги оформить официальные документы, которые точно понадобятся им при
участии в торгах. Например, за символические 500 рублей в течение всего двух
часов получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП без похода в налоговую службу. На
самом деле эти документы есть в открытом доступе и их можно скачать без регистрации
на источнике. Аналогичным образом платно предлагают получать выписки из Единого
реестра МСП, с сайта Государственной информационной системы промышленности и
других официальных ресурсов.
· 100%-я
гарантия победы
Этим слоганом часто пытаются
привлечь внимание клиентов консалтинговые компании, которые занимаются
сопровождением в торгах. При этом стоит понимать, что фактически без
аффилированности с заказчиком обеспечить победу клиенту они не могут, а
аффилированность точно вызовет вопросы у проверяющих инстанций. То есть либо
компания нечестно ведет дела, либо маркетологи просто не понимают, о чем пишут.
Лучше отдавать предпочтение агентствам, которые прозрачно презентуют свои
услуги и готовы разъяснить вам механику совместной работы на каждом этапе.
· Передача
прав
Довольно часто мошенники представляются
сотрудниками консалтинговых агентств и обещают увеличить количество участий в
торгах. «Чтобы процесс стал потоковым», они просят клиента предоставить им свою
электронную подпись или передать право подписи сотруднику агентства.
Соглашаться на такие условия очень опасно — как в дальнейшем воспользуются
вашей подписью, неизвестно.
· Полное
раскрытие конкурентов
Есть на рынке и так называемые
сервисы раскрытия конкурентов. Они обещают за деньги уже на этапе подачи заявок
сообщить клиенту, какие компании будут участвовать в процедуре. На самом деле
такой информацией располагают только ЭТП, где проходят торги, но заранее раскрывать
ее они не имеют права. В ФАС уже поступали сигналы от обманутых клиентов о
подобных «услугах», но факты утечки информации с площадок не подтвердились.
Для оценки конкурентного
окружения на торгах лучше использовать прогностические сервисы . Они собирают из официальных
открытых источников сведения о закупках заказчика и участниках аналогичных
процедур. На основе этих данных формируется список вероятных участников, а
также рассчитывается вероятность победы вашей компании.
· Аукционные
роботы
Это сервисы, которые предлагают
за деньги автоматизировать участие в торгах и подачу ценовых предложений от
имени клиента. В теории все выглядит идеально, но на практике такие решения
очень нестабильны.: не факт, что они сделают правильную ставку или сделают ее
вообще. Если потребность в аукционном роботе все же есть, то лучше доверять
официальным инструментам. Например, свой бесплатный робот есть на площадке
Сбер-А, для удобства пользователей предусмотрена подробная инструкция по его
активации.
Отсутствие опыта участия в торгах не должно становиться вашей болевой
точкой. Наводите справки, тщательно изучайте контрагентов ,
разбирайтесь в законодательстве — знакомьтесь с новым рынком всеми возможными
способами. Seldon готов в этом помочь!