Как зарегистрировать товарный знак в Китае правильно и быстро: особенности регистрации в Поднебесной
В Китае заявки рассматривает Китайское национальное управление ИС. Если вы продвигаетесь на территории КНР или производите там товары для торговли в других странах или России, вам нужно знать, когда регистрировать обозначение обязательно и как это сделать правильно.
Подробно расскажет о регистрации товарных знаков в Китае Юрий Горбачев — управляющий партнер компании «Лирейт».
Кому и зачем регистрировать товарный знак в Китае?
Товарооборот между Россией и Китаем очень активный. Российские предприниматели расширяют бизнес, выходя на китайский рынок, закупают там товар у производителей и продают в других странах.
Регистрировать ТЗ на территории этого государства надо не только тем, кто ввозит продукцию в Китай, но и предпринимателям, которые производят товар на китайских фабриках и направляют его в Россию и другие страны. Во втором случае это дополнительная защита от контрафакта, а в первом — основная.
Производитель, с которым вы договорились, может зарегистрировать ваш товарный знак и запретить вывоз товара из Китая, либо на рынок будет попадать некачественная продукция под вашим брендом без вашего ведома. Иногда товарный знак в Китае стоит зарегистрировать даже тем, кто не планирует с ним сотрудничать. Китайские производители быстро реагируют на появление новых популярных брендов и начинают производить подделки, которые потом попадают на рынки других стран. Это реальные риски, с которыми сталкиваются предприниматели.
Как зарегистрировать товарный знак в Китае?
Товарный знак в Китае можно зарегистрировать по:
- национальной процедуре;
- международной процедуре через ВОИС.
Второй вариант доступен, потому как Китай — член Мадридского договора.
Регистрация по национальной системе
В Китае действует Закон «О товарных знаках» — Trademark Law of the People’s Republic of China. Он дополнен в 2019 году. Регистрацией занимается CNIPA. Как проходит регистрация по национальной системе: После этого можно спокойно работать с КНР и перевозить товар через таможню. Если заявитель получил отказ в регистрации, его можно обжаловать в течение 15 дней в Комиссии по пересмотру товарных знаков. Беспрепятственно пройдет регистрацию в Китае обозначение, которое отвечает следующим требованиям: Важно! Желательно регистрировать свой ТЗ не только на русском, английском или любом другом языке, но и на китайском. Все крупные компании имеют зарегистрированные в КНР обозначения на китайском языке. Нужно сделать прямой перевод названия бренда, звуковое соответствие или подобрать подходящие иероглифы. Самостоятельно это делать не рекомендуется, над адаптацией названия должны работать носители языка и патентные поверенные. Если вы не адаптируете товарный знак, любой предприниматель может зарегистрировать китайскую версию вашего бренда на территории этой страны. Тогда использовать свой бренд вы сможете только на языке регистрации, что значительно ухудшит ваше положение на рынке. Товарный знак, написанный иероглифами, имеет большую узнаваемость в Китае. Международная регистрация в Китае Международная регистрация позволяет зарегистрировать ТЗ в нескольких странах. В этом случае заявка подается через Роспатент, оттуда попадает в ВОИС, а потом в ведомство Китая. Международную заявку не нужно подавать на китайском языке, но у вас уже должна быть действующая регистрация в России. Сначала нужно зарегистрировать обозначение в Роспатенте. Регистрация по такой схеме выгодна, если вы хотите зарегистрировать ТЗ в нескольких странах. Стоимость процедуры складывается из оплаты услуг патентных поверенных, пошлины Роспатента за пересылку и пошлины ВОИС. Для того чтобы узнать точную сумму, нужно сделать индивидуальный расчет. Обычно регистрация через национальное ведомство обходится дешевле, если товарный знак нужно внести в базу данных только одной страны. Срок регистрации по международной и национальной регистрации, как правило, не больше 18 месяцев. Рекомендуем предпринимателям, которые завозят товар на территорию Китая или вывозят его, пройти еще одну регистрацию — в таможенных органах. Это дополнительный способ защиты ИС в КНР. При отсутствии такой регистрации правообладатель может самостоятельно отслеживать незаконное перемещение товаров через границу, но это очень сложно. Сотрудники таможенной службы справятся с этим лучше. Они сразу остановят груз, перевозка которого незаконна, и сообщат об этом факте правообладателю. Владелец бренда должен дать согласие на ввоз или отказать. В последнем случае за попытку ввоза контрафакта нарушителя накажут, товар конфискуют. К тому же регистрация в таможенных органах помогает предотвратить ошибочную остановку легального груза. Начинать использовать товарный знак, а потом его регистрировать в Китае — риск стать жертвой сквоттинга. Сквоттеры регистрируют товарные знаки на себя и шантажируют бизнесменов, предлагая им выкупить обозначение за большие деньги. Если пока этого не произошло, принимайте быстрее меры по защите товарного знака. Китайцы внимательны, быстро замечают, что обозначение становится популярным и стараются им завладеть. Иногда российские бренды даже не подозревают, что их товарный знак уже зарегистрирован другой компанией в КНР. Так в 2019 году с этим столкнулись российские холдинговые компании. Если вы зарегистрировали товарный знак в России, защита действует только на территории нашей страны. В Китае обозначение не защищено. Нужно пройти регистрацию одним из выше предложенных способов. Выбрать вариант вы можете на свое усмотрение. После регистрации товарного знака в Китае вы получите монополию на использование обозначения в Поднебесной, сможете спокойно провозить товар через таможню и запрещать китайским компаниям пользоваться вашим брендом.


Для чего нужна регистрация в таможне?