Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
456 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как выбрать маркетплейс, если площадки так похожи друг на друга: плюсы и минусы разных маркетплейсов в 2023 году

Многообразие площадок для онлайн-торговли ставит селлера в тупик: что выбрать и где будет комфортнее строить бизнес в 2023 году? Однозначный ответ дать нельзя, но можно проанализировать условия каждого маркетплейса и найти их плюсы и минусы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

С этой информацией легче сделать правильный выбор. О преимуществах и недостатках популярных российских маркетплейсов в 2023 году, рассказал управляющий партнер компании «Лирейт» Юрий Горбачев.

Плюсы и минусы торговли на маркетплейсе

Прежде чем разбирать условия каждой площадки, нужно понять, стоит ли в 2023 году выходить на маркетплейсы. Есть мнение, что успеха новичкам на этих площадках уже не добиться. Однако это утверждение продолжают опровергать настойчивые и целеустремленные селлеры, которые выходят на маркетплейс и в короткий срок добиваются высоких продаж.

Укреплению маркетплейсов способствовали карантины, уход иностранных брендов из России и другие менее значимые события. Поэтому, несмотря на конкуренцию, шанс успешно стартануть остается высоким.

Если вы все еще не уверены, что хотите попробовать себя в роли продавца на известной онлайн-площадке, предлагаем рассмотреть плюсы и минусы такой деятельности в 2023 году.

Начнем с плюсов:

  1. Для выхода на маркетплейс нужно выполнить минимум действий. Часто достаточно пройти стандартную регистрацию.
  2. Вы сразу получаете многомиллионную аудиторию. Не всегда нужно настраивать рекламу и тратить на нее деньги, чтобы привлечь трафик, часто все происходит само собой.
  3. Широкая география продаж. Товар доступен для покупателей по России, иногда и для других стран тоже, что увеличивает шансы на покупку.
  4. Продуманная логистика. Маркетплейсы сами продумывают путь товара от продавца до покупателя и осуществляют процесс по уже отработанной схеме.
  5. Низкий порог входа. Как правило, вложений нужно немного. Часто нужно только закупить товар и оставить финансы на оплату обязательных расходов.
  6. Есть места для хранения товара. Селлер выбирает, где хранить товар: воспользоваться складом площадки или другими вариантами.
  7. Доступность для потребителей в любое время. Даже ночью в воскресенье система обрабатывает заказы, селлер может в это время отдыхать и заниматься другими делами.
  8. Доступ к аналитике. На каждой площадке есть инструменты, которые помогают контролировать обстановку на маркетплейсе и вовремя принимать решение.
  9. Клиенты доверяют маркетплейсу больше, чем незнакомому магазину. Гораздо охотнее люди оплачивают онлайн покупки на маркетплейсе, нежели на сайте компании или производителя.
  10. Возможность быстро протестировать спрос на товар без лишних вложений. Не нужно создавать отдельно лендинг, чтобы протестировать спрос, сделайте карточку товара и посмотрите, будут ли потребители покупать.
  11. Не нужно набирать штат сотрудников, первые шаги можно делать в одиночку. Для обслуживания собственного бизнеса могут понадобится дополнительные люди, на маркетплейсе все автоматизировано, поэтому держать сотрудников на первых этапах нет смысла.
  12. Не нужно покупать онлайн-кассу, регистрировать ее и обслуживать, это сделает маркетплейс. Торговля через собственные площадки сопряжена с трудностями и дополнительными действиями.


Минусы:

  1. Большая конкуренция на популярных площадках. При этом пока еще есть ниши, в которых конкуренция не так высока. Если есть желание работать на онлайн-площадке, нужен тщательный анализ.
  2. Большинство площадок требуют от селлеров свидетельство на товарный знак, сертификаты, декларации. Маркетплейсы дорожат репутацией, поэтому большое внимание уделяют документам селлера.
  3. За хранение, логистику и другие действия нужно платить маркетплейсу.
  4. Маркетплейс блокирует товар или продавца при нарушении правил площадки и закона. Иногда блокировки случаются по ошибке, но это редкость.
  5. Дополнительные расходы, которые не всегда получается учесть. Новичкам трудно просчитать все расходы, некоторые из них носят непостоянный характер, например, возвраты.
  6. Внезапное повышение комиссий и сборов без предупреждения. Условия оферты маркетплейсы меняют в одностороннем порядке, конечно, в сторону собственного обогащения, что иногда губительно для селлеров.
  7. Приходится конкурировать по цене. Установить ту стоимость, которую вы считаете нужным, не получится, площадки следят за уровнем цен на аналогичные товары. Селлерам приходится устанавливать цены, которые близки к конкурентам.

Таковы общие преимущества и недостатки работы на маркетплейсе в 2023 году. Если минусы вас не смущают, можно переходить к выбору конкретной площадки для работы.

Как выбрать подходящий маркетплейс?

Чтобы принять правильное решение, проанализируйте вашу ситуацию и бизнес-модель. «Примерьте на себя» важные критерии перед выходом на площадку и выберите то, что лучше соответствует вашим представлениям о прибыльном бизнесе:

  1. Востребованность вашего товара на площадке. Нужно провести анализ разных площадок с помощью аналитических сервисов, чтобы понять, где ваш товар имеет больший спрос. На разных площадках свои приоритетные ниши. Нужно выбирать тот маркетплейс, где интерес к вашему товару высокий.
  2. Комиссии и сборы. На каждом маркетплейсе разные размеры комиссий и сборов. При этом они неодинаковы в категориях: на WB может быть — 5%, а на Озон — 12%. Это нужно учитывать, сравнивать показатели и выбирать вариант, который повышает прибыльность вашего бизнеса.
  3. Разрешенные категории продавцов. Например, на Lamoda не могут торговать самозанятые. Это значит, что для того, чтобы зайти на эту площадку нужно открывать ИП или регистрировать юридическое лицо.
  4. Условия пользования. В оферте или договоре с маркетплейсом указаны основные правила и ограничения для селлеров. Нужно изучить их, чтобы в дальнейшем не нарушать, не платить штрафы и эффективно работать на площадке.
  5. Уровень конкуренции. На некоторых площадках конкуренция в определенных нишах критично высокая, особенно в популярных и востребованных категориях. Это немаловажный критерий при выборе площадки.
  6. Участие в акциях. Некоторые маркетплейсы заставляют своих селлеров участвовать в акциях и предоставлять скидки. Это убытки, если продавец заранее не предусмотрел возможность акции и не добавил к стоимости величину скидки.
  7. Близость складов и пунктов выдачи. Чем ближе они находятся, тем легче и дешевле селлеру доставлять туда товар.
  8. Уровень поддержки продавцов. На некоторых площадках администрация быстро реагирует на вопросы и запросы селлеров, есть обучение и рекомендации по продвижению, на других — этого нет, приходится экспериментировать и пытаться самостоятельно решить возникающие проблемы.

Изучите интересующие маркетплейсы по этим пунктам и сравните результаты, так будет легче принять решение. Помимо этого, нужно выявить плюсы и минусы каждой площадки.


Wildberries

Это самая популярная площадка в России как среди селлеров, так и среди покупателей.

Плюсы:

  1. Маркетплейс универсален. Туда можно зайти почти с любым товаром и найти своих покупателей.
  2. Площадка редко запрашивает у продавцов документы на товар: свидетельства на товарные знаки, сертификаты и декларации. Регистрироваться можно без них.
  3. Три варианты сотрудничества: FBO, FBS, DBS. Можно выбрать то, что удобно.
  4. Приемлемый график выплат — каждую неделю. Это снижает вероятность кассового разрыва.

Минусы:

  1. Периодические технические сбои.
  2. Долгое ожидание ответа от службы поддержки.
  3. Теряется товар. Часто посылки находят, но за время поиска селлеры успевают достаточно серьезно понервничать.
  4. Невозвратный взнос при регистрации — 30 000 рублей.
  5. Частое повышение суммы комиссий и сборов.
  6. Площадка активно штрафует и блокирует даже за небольшие ошибки в работе.

В целом новички чаще выбирают именно этот маркетплейс для начала своего бизнеса.

OZON

Второй по популярности маркетплейс в России. На данный момент селлеры отмечают , что обстановка на нем лучше, чем на WB.

Плюсы:

  1. Есть система знаний, которая доступна каждому селлеру.
  2. Удобный личный кабинет.
  3. Заслужил доверие потребителей.
  4. Зайти на площадку можно почти с любым товаром.
  5. Значительно меньше историй с утерей товаров или некачественной доставкой.
  6. Добровольное участие в акциях.
  7. Бесплатная регистрации на площадке.

Минусы:

  1. Выводить деньги можно только 2 раза в месяц или с оплатой дополнительного сбора.
  2. За возвраты платит продавец.

Этот вариант тоже стоит рассмотреть начинающему селлеру.

Яндекс.Маркет

Это менее популярная площадка в России, но она входит в ТОП-5.

Плюсы:

  1. Селлер может отказаться от участия в акциях.
  2. Относительно первых двух маркетплейсов конкуренция низкая.
  3. Четыре модели сотрудничества.
  4. Можно получать выплаты даже ежедневно.
  5. Акции для продавцов.
  6. Маркетплейс старается поддерживать селлеров и быстро реагировать на их вопросы.
  7. Можно подключиться к уже существующей карточке товара, а не создавать собственную.

Минусы:

  1. Товар может уйти с витрины, если нарушены правила, а они меняются часто.
  2. При возврате не контролируется качество возвращенного товара и его оригинальность, есть риск мошенничества.
  3. Большая конкуренция в нишах: электроника и бытовая техника.

В качестве первой площадки Яндекс.Маркет мы не рекомендуем выбирать, дополнительно торговать там можно.

Lamoda

Этот онлайн-маркетплейс специализируется на продаже одежды, обуви и аксессуаров от известных брендов.

Плюсы:

  1. Преимущественно платежеспособная аудитория.
  2. Нет отдельной платы за логистику.
  3. Маркетплейс сам общается с покупателями.
  4. Площадка не принуждает селлеров к участию в акциях.
  5. Быстрый вывод заработанных денег.
  6. Маркетплейс следит за качеством товара, поэтому к нему огромное доверие у потребителей.

Минусы:

  1. Попасть туда могут не все.
  2. Нужно иметь зарегистрированный товарный знак.
  3. Обязательно сертифицировать и декларировать товары.
  4. Самые высокие комиссии — до 70%.
  5. Большинство процессов нужно проводить вручную.
  6. В любой момент маркетплейс может прервать сотрудничество без объяснения причин.
  7. Строгие требования к контенту: фото и описаниям.

Ламода не для всех. Мелкие селлеры, которые занимаются перепродажей чужого товара туда точно попасть не смогут.

Сбермегамаркет

Относительно новый перспективный маркетплейс, который принадлежит Сбербанку.

Плюсы:

  1. Лояльное отношение к продавцам.
  2. Небольшая конкуренция в сравнении с крупными маркетплейсами.
  3. Маркетплейс перечисляет заработанные деньги 2 раза в неделю.
  4. На маркетплейсе часто проходят акции, которые спонсирует сама площадка.
  5. Продавец может выбрать схему «Закажи и забери»: покупатель заказывает и сам забирает товар, например, из офлайн-магазина продавца.

  1. Пока на маркетплейсе небольшая конкуренция, подойдет для новичков.

Минусы:

  1. Мало складов.
  2. Относительно небольшая аудитория в сравнении с лидерами.

СберМегаМаркет смело рекомендуем новичкам. Площадка будет развиваться и захватывать рынок. В этом случае лучше зайти на нее как можно раньше.


Работа сразу на всех маркетплейсах — шанс, что вас увидят больше покупателей и возможность компенсировать просадки продаж на одной площадке за счет другой. Начинать нужно с подходящего по условиям маркетплейса, чтобы укрепить свои позиции и не потерпеть неудачу в самом начале, когда еще нет запасных вариантов. Потом можно выходить на другие площадки, имея надежную основу.

Большинство селлеров стартуют с WB, но это лучший вариант не для всех. Возможно, подходящий вам маркетплейс не попал в нашу подборку, но вы можете провести анализ любой площадки, используя критерии, которые мы указали в этой статье.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.