Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Я руковожу патентным бюро «Лирейт». Мы зарегистрировали более 3 500 товарных знаков для клиентов по всей России и за рубежом, регулярно делимся полезными материалами в Телеграм-канале и в сообществе в ВК. Если у вас свой бизнес, вы хотите развивать его, следите за нашими публикациями. Вы найдете много полезной информации, в том числе по товарным знакам, патентам, договорам франшизы, работе на маркетплейсах.
Товарный знак — это идентификатор компании, ИП или самозанятого. Под ним реализуются товары и услуги. Он помогает потребителям узнавать определенный бренд среди прочих. С июля 2023 года товарный знак могут регистрировать на себя все, даже физические лица, поэтому те ситуации, которые я рассмотрю в этой статье, могут коснуться каждого.
В первом полугодии 2023 года зафиксирован рост числа заявок на товарные знаки на 35% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это говорит о том, что предприниматели чаще стали обращать внимание на правомерность использования обозначений в коммерческой деятельности. Однако остаются те, кто пока не осознает, какими проблемами может обернуться попустительство в отношении собственного бренда.
Теряют деньги из-за товарного знака в основном те, кто его не зарегистрировал вовремя или слишком торопился с регистрацией и сделал ошибки. Разберем эти ситуации подробно.
№ 1. Конкуренты требуют компенсацию
Обычно история начинается с претензии, которую получает предприниматель. В этом документе бывает требование — заплатить компенсацию до 5 000 000 рублей или двойную стоимость товаров, лицензии. Суммы в исключительных случаях могут быть больше 5 000 000 рублей.
Компенсацию по закону могут требовать владельцы товарного знака, когда обнаружат, что их обозначение незаконно используют. И если это действительно так, то предпринимателю-нарушителю будет сложно уйти от ответственности. Ему придется выплачивать компенсацию, которая может быть высокой, значит, бизнес понесет убытки.
Часто предприниматели совершают это правонарушение ненамеренно, но ответственность несут наравне с теми, кто специально пользуется репутацией известных компаний и их брендами.
Претензию могут направить конкуренты, решившие подзаработать за счет предпринимателя, который вовремя не закрепил за собой товарный знак, и выгнать его с рынка, или патентные тролли. В последнем случае регистрация товарного знака и последующие претензии — это спланированные действия, которые ведут к главной цели — получить деньги от предпринимателя.