Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
354 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Маржа и наценка - в чем разница?

Маржа и наценка, как перестать их путать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Многие слышали о таких терминах как маржа и наценка, еще больше ставят между ними знак =.

И даже не все бизнесмены четко понимают разницу между этими значениями.

На самом деле маржа и наценка очень похожи друг на друга и имеют общее значение, а именно обозначение в процентном или денежном эквиваленте разницу меду себестоимостью товара и ее отпускной или по-другому рыночной ценой.

Но вот разница в подсчетах этих показателей разная и не стоит их путать, так как можно очень сильно ошибиться в расчетах.

НАЦЕНКА

Наценка — это добавка к закупочной цене или себестоимости товара, которая собственно и составляет доход для бизнеса. Она позволяет отбить различные затраты, такие как доставка, налоги, зарплата сотрудникам, коммунальные услуги и т.д. и , разумеется, получить прибыль.

НАЦЕНКА = цена продажи — цена закупки

Рассмотрим конкретный пример. Магазин спортивных товаров, закупает, скажем, футбольные мячи по 100 рублей за шт. продает по 270 рублей

270 — 100 =170(наценка)

Но это абсолютное значение, при расчетах финансовых показателей компании они не используются.

Почему так происходит? Давайте разберем наш спортивный магазин дальше.

Мы видели, какая закупочная и розничная цена у футбольного мяча, теперь посмотрим на другие товары:

Футболка. Закуп 150р, продажа 390р. 390 — 150 =240 р

Боксерский мешок. Закуп 3600, продажа 5200. 5200 — 3600=1600р

Беговая дорожка. Закуп 150 000р, продажа 190 000. 190 000 — 150 000 = 40 000р

Как мы видим цифры наценки разные и трудно их сравнивать. Например, беговая дорожка вроде бы имеет самую большую наценку в абсолютном значении, однако надо продать больше 3 шт, чтоб купит еще одну, в то время как другие товары после 1 продажи позволяют взять еще одну единицу товара.

Поэтому и используются относительные показатели в процентах, поскольку так проще сравнить разные показатели друг с другом.

В виде уравнение ее можно выразить так:


Футбольный мяч: 270/100 * 100= 270%

Футболка: 390/150 * =260%

Боксерский мешок: 5200/3600 * 100 = 144%

Беговая дорожка: 190 000/150 000 = 126%

Как видим, в относительном показателе, беговая дорожка имеет самое малое значение.

Проще говоря, в этом значении наценка, это размер добавочной стоимости относительно себестоимости или закупочной цены.

МАРЖА.

В абсолютном значении, она будет точно такая же, как и наценка

Футбольный мяч — 170р

Футболка — 240р

Боксерский мешок — 1600р

Беговая дорожка — 40000р

Но для финансовых показателей используют относительное значение, выраженное в процентах, а вот тут как раз и есть значительное отличие от наценки:


В этом относительном значении маржу еще называют рентабельностью.

Но вернемся к нашим товарам и подсчету их маржы.

Футбольный мяч: 170/270 *100 = 63%

Футболка: 240/390 * 100 = 61,5%

Боксерский мешок: 1600/5200 * 100 = 30,7%

Беговая дорожка: 40000/190 000 * 100 = 21%

Это значение маржи показывает рентабельность товара, благодаря ему подсчитывается эффективность различных бизнес показателей.

Маржа, в отличии от наценки не может быть больше 100%, так как себестоимость товара и наценка в показатели маржи, это одно целое и показывает какую часть от этого целого занимает наценка.

Наценка может быть гораздо больше 100%, так как в этом случае при подсчете это 2 разные части, наценка и себестоимость. В этом случае, при относительном значении показывается размер наценки относительно размера себестоимости товара.

Но при подсчете финансовых показателей используется именно маржа, так как удобнее вести счет отняв определенный процент от всего оборота.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.