Кому можно вести упрощённый бухучёт? Бухучёт обязаны вести все организации, включая малые и микропредприятия. Неважно, какой режим налогообложения они применяют, — даже на упрощёнке у юрлиц нет освобождения от бухгалтерского учёта.
Но п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. В 2021 году это касается организаций, у которых:
среднесписочная численность работников за 2020 г. — не более 100 человек; доход от предпринимательской деятельности за 2020 г. — не выше 800 млн. руб.; в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципалитета, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25%; доля иностранных компаний и (или) организаций, которые не относятся к малым, не превышает 49%. Налоговая вносит такие организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП). Вновь созданное юрлицо можно считать малым предприятием, если оно соответствует всем критериям за период со дня госрегистрации. В реестр МСП его включат автоматически 10-го числа месяца, следующего после регистрации.
Кроме малых предприятий, упрощённые способы ведения бухучёта и составления бухотчётности могут выбрать некоммерческие организации (НКО) и участники проекта «Сколково».
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ у индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерию при условии, что они ведут налоговый учёт доходов, расходов и других объектов налогообложения. Но если ИП решит, что ему нужен бухучёт, то может выбрать полный или упрощённый вариант. В любом случае предпринимателям не надо сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.
Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт? Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:
создана в форме акционерного общества (публичного или непубличного); выпускает ценные бумаги, которые допущены к торгам; получила более 800 млн руб. выручки за предыдущий отчётный год; на 31 декабря предыдущего года отразила в бухгалтерском балансе активы свыше 400 млн руб. Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Чем регламентируется? Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.
«Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства» , утверждённые приказом Минфина № 64н от 21.12.1998. Применяют в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».«Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта », разработанные НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»; ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.; ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта. Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме. Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованиями рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
Способы упрощения бухучёта. Есть три вида упрощённого учёта.
Полный — полноценный бухучёт с применением бухгалтерских регистров учёта имущества и методом двойной записи, то есть одновременным отражением сумм каждой хозоперации по дебету и кредиту взаимосвязанных бухгалтерских счетов. В отличие от классического бухучёта, здесь есть небольшие послабления: сокращённый план счетов, кассовый метод учёта доходов и т. д. Этот вид часто используют производственные предприятия на УСН, так как им нужно учитывать много разных хозопераций.Сокращённый — бухучёт методом двойной записи, но без обычных бухгалтерских регистров. Он подходит организациям на УСН с однообразными хозоперациями.Простой — бухучёт без применения двойной записи. Предназначен только для микропредприятий, то есть организаций со среднесписочной численностью работников не более 15 человек и годовым доходом не выше 120 млн руб. Подойдёт тем, у кого мало фактов хозяйственной жизни в месяц (обычно не более 30). В этом случае микропредприятия смогут обходиться без бухгалтерских проводок и просто фиксировать хозоперации в специальном журнале.Сокращённый план счетов. При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:
для производственных запасов — сч. 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16; для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — сч. 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44; для готовой продукции и товаров — сч. 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45; для дебиторской и кредиторской задолженностей — сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79; для денежных средств в банках — сч. 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57; для учёта капитала — сч. 80 «Уставный капитал» вместо сч. 80, 82 и 83; для финансовых результатов — сч. 99 «Прибыли и убытки» вместо сч. 90, 91 и 99. Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.
Первичные документы и бухгалтерские регистры. Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни и т. д.
При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной деятельности.
При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной деятельности можно разработать свои бланки регистров.
Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.
Учёт доходов и расходов. При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом , то есть признавать:
выручку — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).Но это больше подходит организациям, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН. У других могут быть большие расхождения между бухгалтерским и налоговым учётом.
Упрощённая отчётность. При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.
Сдают бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.
Начиная с отчётности за 2020 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.
Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет наш сервис интернет-бухгалтерии . В нашем сервисе план счетов и бухотчётность упрощённые, а нетиповые хозоперации оформляются бухгалтерскими справками.
Мы не допускаем ошибок. Автоматизируем ваш учёт и отчётность за 10 минут. Автоматизировать учёт.