Главное Свежее Вакансии Образование
293 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Оценки: зло или необходимость?

Сегодня поговорим о важной части образования — об оценках. Так ли они нужны или это все же пережиток прошлого, от которого давно пора избавиться?

Начнем, пожалуй, с мотивации.

Она лежит в основе любой деятельности и бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя — это когда вы делаете что-то, потому что иначе вы что-то не получите. Внутренняя — когда вы делаете что-то, потому что на самом деле хотите это сделать.

Но давайте говорить по-честному, внутренне вдохновить себя на заучивание неправильных глаголов или формулы дискриминанта, как ни крути, трудно. У детей в принципе внутренняя мотивация развита слабо. Учеба в большинстве случаев для них занятие не только неинтересное, но еще и трудное. И здесь уже в качестве внешнего мотиватора служит оценка.


В конечном счёте ученики пытаются получить хорошую оценку для достижения какой-то цели. Например, чтобы перейти на следующий этап обучения, поступить в определенный вуз или просто получить подарок от родителей.

Но они никак не влияют на внутреннюю мотивацию, а даже вредят ей.

Причины отменить оценки


Американский специалист в сфере образования Альфи Кон, известный своей критикой «отметочной» системы, выделяет следующие аргументы для того, чтобы избавиться от нее:

Оценка снижает интерес ученика к предмету изучения

Учащиеся не стремятся лучше изучить дисциплину, им важно одно — оценка. Поэтому они выбирают максимально простые пути для ее достижения. Если есть возможность списать, подсмотреть в учебник, заранее спросить о вопросах в тесте у тех, кто уже его прошел, — они обязательно ей воспользуются.

Естественно, о дополнительных занятиях и изучении материала вне занятий речи даже не идет.

Негативно влияет на качество мышления

Объектом оценивания часто становится запоминание теории, везет больше тем, кто идеально освоил навык зубрежки. Вспомните «ботаников» из школы. Все ли они занимают высокие должности в будущем? Увы, но мемы про более успешных троечников появились не просто так.


Кроме того, Кон отметил, что во время изучения новой темы ученики чаще спрашивают: «А это будет в проверочной работе?», чем «А действительно ли то, о чем пишут в учебниках, правда?».

Является субъективной

Характер преподавателя, его настроение, отношение к конкретному ученику или группе иногда становятся истинными критериями «пятерки» или «двойки». С таким явлением встречался каждый из нас, но давайте признаем, что такая оценка не имеет даже малейшего отношения к успехам по предмету. Зато она может повлиять на отношение ученика к предмету в целом.

Становится предметом торговых отношений

К сожалению, отметка давно стала предметом торговли между учениками, учителями и родителями. Подрастающее поколение стало инфантильным, а оценка для них давно превратилась в самоцель.

К слову, российские теоретики и практики в сфере образования соглашаются с зарубежными коллегами, а о том, что сформировавшаяся столетия назад система оценивания уже не отвечает запросам, наши соотечественники писали ещё в 1970-х.

Учеба как скейтбординг: необычное сравнение от преподавателя физики


Забавно, но американский преподаватель, известный под именем «Доктор Таэ», сравнил процесс обучения со скейтбордингом. И там, и там важно владеть не столько теорией, сколько навыками, которые применимы на практике.

Вы не можете вызубрить технику трюка и начать учить следующие. Придется пробовать, причем до тех пор, пока не получится. И только тогда вы поймете, что действительно поняли и запомнили технику правильно.

Время для обучения скейтбордингу установить невозможно: кто-то за день научится делать слайды, а кому-то придется провести на площадке недели, чтобы освоить основные флипы. И вы только представьте, что бы произошло, если каждый бы получал оценку? Трюк не вышел — два, выполнен идеально — пять, сделан, но не с первого раза — четыре с минусом. Интерес к этому делу сокращался бы в геометрической прогрессии, а доски все чаще бы оставались пылиться в прихожей.


При этом, как правильно заметил Доктор Таэ, навык невозможно подделать. Ты либо умеешь, либо нет. Стандартную систему оценок всегда можно обойти, даже если речь идет о самом строгом и внимательном преподавателе. Да и хорошее отношение учителя к какому-нибудь из учеников тоже ого как влияет на итоговую оценку.

Так что избавление от привычной нам системы оценок еще и изменяет роль преподавателя в процессе образования: теперь он становится ближе к ученикам и выступает скорее наставником, чем властителем судеб. Кстати, первые шаги к отказу от оценок уже начались, и об одном из ярких случаев мы расскажем ниже.

Проект «Московская электронная школа»


Олеся Лукашук, директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, рассказала, как в Москве двигаются к более развитой и, главное, универсальной для всех государственных школ города системе оценивания.


На помощь пришли специальные сервисы, которые появятся уже в 2022 году в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ):

Тематическое оценивание — инструмент, благодаря которому в электронном дневнике и журнале можно будет увидеть не только динамику отметок ученика, но и результаты изучения каждой темы в рамках программы дисциплины. Ведь не может быть ученик хорош или плох во всех темах, правильно?

Планируемые результаты обучения — сервис, предлагающий педагогам по каждой теме перечень планируемых результатов разной сложности. Можно будет оценить образовательный потенциал темы и выбрать планируемые результаты для урока. Причем доступ к этим результатам получат и ученики.

Разметка всех отметок формами оценочных процедур — помогает школьникам и родителям выяснить, в какой форме будут проводить оценивание, и какая за этим стоит работа. Например, будет видно, что это отметка за эссе, проект, устный ответ или решенную задачу.

В общем, положительная динамика есть. Мы, хоть и постепенно, но все же отходим от стандартной системы оценивания. А вот обсудить, хорошо ли это на самом деле или не очень, предлагаем вам в комментариях.

Наш Telegram-канал об образовании, там вы сможете найти много бесплатных плюшек :)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.