Что не так с презентациями инноваций у российских команд?
Большинство российских разработчиков инноваций не умеют продавать свои идеи. Откуда такие выводы, спросите вы? Что ж, давайте для начала представлюсь. Меня зовут Юлия Павлова. Больше трёх лет я ищу стартапы и участвую в организации конкурсов инноваций для бизнеса. Я была руководителем проекта по организации региональных ярмарок «StartUp:Land» (направления: промышленность, сельское хозяйство, медицина, ветеринария и креативная экономика).
Также я — член экспертного сообщества и общественный представитель Агентства стратегических инициатив по направлению «Предпринимательство и технологии» и эксперт федерального конкурса проектов «Моя страна — моя Россия». Если обобщить, то я занимаюсь организацией мероприятий, консультативной поддержкой стартапов, взаимодействием с органами государственной власти. Также имею большой опыт взаимодействия с инвестиционными фондами и частными инвесторами.
Побывав «за кулисами» различных конкурсов в России и за рубежом, я поняла, как много талантливых и перспективных команд не может грамотно подать и презентовать свои разработки. Особенно это касается проектов в области АПК.
Сейчас я занимаюсь организацией конкурса по отбору проектов для группы компаний «Агро-Белогорье» AgroTech Innovation Belgorod 2021. Мы специально разработали чёткие рекомендации по структуре презентаций, но многие команды всё равно допускают одни и те же неточности.
Почему так происходит? Возможно, потому что специалистам кажется, что хорошая идея и так себя продаст ? Но представители крупного бизнеса не будут тратить своё время на то, чтобы вникнуть в проект, если первое знакомство с ним оказалось невразумительным и неубедительным. Надеюсь, что для многих те инсайты, которые меня посетили во время активной работы на конкурсах стартапов, окажутся полезными — ваши презентации станут более информативными, понятными и проработанными благодаря этой информации.
В первую очередь, регистрируясь на конкурс, помните, что знакомство с вашей идеей начинается уже с момента подачи заявки. Поэтому обязательно подготовьте электронную презентацию и прикрепите вместе с кратким описанием проекта. И не совершайте следующих ошибок:
1. Большинство презентаций представляют собой затянутое введение в проект. Причем основную часть занимает история темы проекта и различные теоретические условности. Но это ведь не дипломная работа. Как правило, эксперты конкурса и так достаточно погружены в темы исследований. Вы просто затягиваете презентацию самого проекта, и когда наконец переходите к сути, экспертам уже не интересно ни читать, ни слушать.
2. Внимательно читайте положение о конкурсе и не отправляйте заявку, если ваш проект не связан с тематикой отбора. Например, конкурс проводит компания, специализирующаяся на выращивании свинины, но присылают заявки по птицеводству или пчеловодству. Исключение только для универсальных решений, которые могут быть масштабированы в смежные сферы без потери потенциальной эффективности.
3. Если конкурс проектов проводит конкретная компания, внимательно проанализируйте её профиль, сферу деятельности, ключевые направления в бизнесе. Потратьте на это достаточное количество времени: подпишитесь на корпоративные соцсети, свяжитесь и задайте вопросы, которые не получили из открытых источников менеджерам организации напрямую. Так вы узнаете больше тонкостей для эффективной защиты проекта и покажете организаторам свою заинтересованность.
4. Будьте конкретней, бейте в цель. Часто в презентациях присутствует очень подробное описание продукта, но при этом не сказано, какую проблему он решает. Не надо так.
5. Совсем отказываться от описания продукта тоже не стоит. Обязательно пропишите, что в основе вашего проекта: идея с теоретической составляющей или продукт, который уже существует и прошёл испытания? Если проходили испытания, то укажите с какой периодичностью, на каких площадках и с какими результатами. Чтобы понять суть проекта, экспертам необходимо понимать, на какой стадии находится разработка.
6. Если вы презентуете проект для бизнеса, крайне важно добавить блок с экономическим обоснованием проекта: просчетом стоимости, планом привлечения инвестиций, сроком окупаемости. Кроме того, не обходите стороной вопросы интеллектуальной собственности. Вы же сами понимаете, насколько это важно и прежде всего для вас.
7. Не делайте проект безликим. Зачастую, в презентациях не указана команда проекта. Обязательно нужно показать, кто занимался научной разработкой, есть ли у команды необходимые компетенции и т.д. И не забывайте указывать контакты в презентации.
Пишите в комментариях с какими пунктами вы согласны, а с какими бы поспорили. А тех, у кого есть идеи в сфере АПК, жду на конкурсе Agro Tech Innovation Belgorod 2021