ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПОК
Электронная подпись в 2022 году — что нового?
Электронная подпись (ЭП) — это то же самое, что обычная подпись конкретного человека, только в электронном виде. Если быть точнее — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Данный файл содержит информацию о подписанте, дате подписания, полномочиях подписанта. Раньше существовал термин «электронная цифровая подпись», но в настоящее время он устарел — в законе теперь указывается «электронная подпись».
С 1 января 2022 года изменился порядок получения электронных подписей:
— Сократилось количество удостоверяющих центров, имеющих право выдавать ЭП. Для ее получения необходимо лично обратиться в удостоверяющий центр (УЦ). Перевыпуск, удаленные идентификации и другие схемы работать не будут.
— В зависимости от типа получателя конкретизировался перечень УЦ: физические лица получают ЭП в аккредитованном коммерческом УЦ, поставщики госзакупок — в ФНС или доверенном УЦ ФНС, заказчики — в УЦ Казначейства, кредитные и не кредитные финансовые организации — в УЦ Центробанка РФ.
— В сертификате электронной подписи юридического лица или ИП, полученном на руководителя (лицо, действующее без доверенности), указываются сведения об организации — ИНН, ФИО руководителя и т.д.
— Электронную подпись на компанию может получить только единоличный исполнительный орган. Сотрудники получают электронную подпись на себя, как на физическое лицо. С целью совершения действий от имени юридического лица им нужна машиночитаемая доверенность.
Аккредитация в ЕИС/ЕРУЗ — пошаговая инструкция
Единая информационная система (ЕИС) — официальный сайт госзакупок в России. ЕИС содержит полные сведения и документы, которые связаны с закупочной деятельностью государственных организаций.
Регистрация в ЕИС проходит в три этапа:
— Зарегистрировать руководителя организации в ЕСИА как физическое лицо. Далее из профиля руководителя создать в ЕСИА профиль вашей компании.
— Создать профиль вашего юрлица или ИП в ЕИС, дождаться включения вашей организации в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
— Убедиться, что у вас получена автоматическая аккредитация на всех восьми федеральных ЭТП, это происходит за 1 рабочий день.
Поиск закупок — кто ищет, тот найдет
Первоначально нужно убедиться в востребованности предложения компании для государственных и муниципальных нужд. Искать можно как в самой ЕИС, так и на электронных площадках. Стандартный поиск осуществляется по ключевому слову — специализации потенциального поставщика, разновидности ТРУ, региону или наименованию заказчика. Некоторые площадки для удобства поставщиков внедряют расширенный поиск: такой работает на РТС-тендер. Площадка выдает не только свои закупки, но и агрегирует данные со 120 других площадок, а источники поиска постоянно дополняются.
Малые закупки — тренировка для поставщиков
Закупки малого объема по 44-ФЗ — отличный способ потренироваться на небольших заказах перед участием в крупных тендерах. Войти в эту нишу проще и быстрее, а первый контракт можно подписать за пару дней. С учетом повышения лимитов закупки до 3 млн (закупки «с полки») и 600 тыс. руб. (неконкурентные закупки в электронных магазинах) и относительно простым сценарием участия — можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы над одним тендером. Преимущества:
— нет аукционов на понижение цены, но в закупках «с полки» побеждает тот, кто предложил наименьшее значение цены контракта;
— быстрое заключение контракта в течение пары дней после закрытия закупки;
— один этап выбора поставщика, не нужно готовить десятки документов для подачи заявки;
— не нужно иметь на счете 30% стоимости сделки для ее обеспечения, достаточно 5%.
Для участия в малых закупках необходимо зарегистрироваться в электронном магазине, выложить свои прайс-листы. Далее воспользоваться поиском и найти подходящие закупки. В этот же день вы можете откликаться на закупки без ограничений по количеству контрактов. Все остальное за вас сделает площадка.
Государственные или закупки госкомпаний: что нужно знать?
После того, как опыт участия в неконкурентных закупках приобретен, можно переходить к серьезным проектам. Существуют два основных вида регламентированных закупок: это государственные заккупки по 44-ФЗ и закупки компаний с госучастием по 223-ФЗ. В чем их главное отличие? Госзакупки являются довольно зарегулированной сферой, где практически каждое действие по определению поставщика прописано в законе. Закон един, в него вносятся изменения, но он применим ко всему рынку закупок. С закупками госкомпаний немного сложнее. 223-ФЗ называют рамочным законом, который устанавливает границы, в которых каждая госкомпания сама решает, как она будет проводить закупки и принимает собственное Положение о закупках. Можно сказать, что сколько таких положений, столько и разновидностей самого закона. В этом кроется определенная сложность: для участия в таких закупках поставщику недостаточно изучить один раз законодательную базу, ему необходимо изучать Положения о закупках тех госкомпаний, с которыми он хочет сотрудничать. Это очень трудоемкий процесс.
Поэтому эксперты советуют начинать с госзакупок, к тому же по закону государственные учреждения обязаны закупаться у малого бизнеса. С 1 января 2022 года по 44-ФЗ эта квота составляет не менее 25% от всего объема закупок в год, по 223-ФЗ — также 25%. Еще одно преимущество — короткие сроки оплаты определены законодательно. Заказчик обязан рассчитаться с представителем малого бизнеса в течение 10 рабочих дней после подписания акта приемки. Для всех остальных закупок этот срок составляет 15 рабочих дней. Если же документы о приемке составляются без использования ЕИС, то предельный срок оплаты составляет 30 дней. Выполнение государственных контрактов учит дисциплинированности, организованности и ответственности. Эти качества становятся необходимыми, учитывая строгость условий государственных договоров. Участие в тендерной системе положительно влияет на имидж компании и формирование деловой репутации.
Анализ торгов
После того, как участник составил для себя список процедур, подходящих по профилю его деятельности, необходимо проанализировать целесообразность участия. Первое — это изучить начальную максимальную цену и вычислить ее наибольшее снижение, которое участник готов предложить. Не рекомендуется участвовать в закупках с отрицательной рентабельностью, однако некоторые поставщики сознательно идут в такие закупки, чтобы установить отношения с заказчиком.
Минимальное значение предложенной цены должно покрывать все расходы на участие и поставку ТРУ плюс заработок. Многие участники ведут такой анализ в таблице Excel. Расходы на участие в закупках примерно одинаковы, главная переменная — это стоимость ТРУ с учетом логистики и операционных расходов. После того, как цена определена, внимательно изучите приложенное ТЗ. Особенно это касается сложных производственных товаров. Реально оцените свои силы в данной закупке.
Если у какого-то заказчика есть постоянная потребность в том или ином виде ТРУ, можно изучить его контракты, цены, по которым они заключались, и контрагентов. Можно использовать эту информацию в дальнейшем и даже прогнозировать ценовые предложения конкурентов.
Дополнительное обучение
Постоянная модификация отрасли требует осведомленности обо всех законодательных изменениях, поэтому следует регулярно обновлять свои знания и пользоваться актуальными образовательными продуктами. Как правило, в преддверии любых изменений на рынке появляются вебинары, семинары, конференции, где квалифицированные эксперты рассказывают об изменениях, отвечают на вопросы участников. Также можно подписаться на социальные сети той площадки, с которой чаще всего работаете, обычно площадки одними из первых узнают о тех или иных переменах и рассказывают о них своим клиентам.