Почему я решила учиться за рубежом? Я родилась и выросла в Екатеринбурге. Там же закончила специалитет УрФУ по направлению «Перевод и Переводоведение». После этого несколько лет работала переводчиком и преподавателем английского. Пока я не познакомилась с Global Ambassador, мое представление об обучении за рубежом ограничивалось опытом поездки на языковые курсы в Лондон еще в студенческие времена. В Global Ambassador я начала работать в качестве менеджера по языковым курсам за рубежом, а затем и по высшему образованию за рубежом. Именно там я узнала, что вполне реально получить образование за границей без серьезных финансовых вложений, и о возможностях, которые это образование дает в плане карьерных перспектив и личностного развития. Тогда же я решила, что хочу дальше развиваться в сфере образования, и поэтому решила пойти учиться дальше и поступать на магистратуру. А навыки и знания, которые я получила в Global Ambassador, помогли мне грамотно подойти к вопросу выбора программы и качественно подготовить документы для поступления.
По каким критериям я выбрала страну и программу обучения? Сначала я выбрала несколько стран, на образование в которых можно было получить полную стипендию с покрытием обучения и проживания. Затем я просмотрела очень много разных программ в разных университетах, и изучила требования к поступлению. И по результатам получилось, что именно программа IT and Learning в шведском университете больше всего соответствовала моим интересам, и одновременно я вполне подходила по требованиям.
Как проходил процесс поступления? Процесс подачи документов проходил в два этапа. Сначала нужно было до середины января подать документы в выбранный университет. Первым критерием для подачи документов было наличия диплома бакалавра или специалиста, причем специальность была не важна (на нашем курсе учатся люди с прошлым образованием в сфере педагогики, дизайна, программирования, журналистики, и т.д.). Помимо этого требовалось подтвердить знание английского, что я сделала, отправив им результат экзамена TOEFL. Также я отправила онлайн свое резюме и мотивационное письмо.
Второй этап заключался в подаче на стипендию. В начале февраля нужно было отправить резюме, другое мотивационное письмо и рекомендательное письмо от преподавателя или руководителя. Мне рекомендательное письмо написала Евгения Ефремова, академический директор Global Ambassador, и я очень благодарна ей за помощь и поддержку. Ответы также пришли по очереди в районе апреля: сначала я узнала, что поступила в университет, а потом, что получила стипендию.
С точки зрения организации, сам процесс подачи документов что на программу, что на стипендию достаточно прозрачен. Нет каких-то хитрых требований к заверению документов или их отправке. Больше всего времени у меня заняло написание мотивационных писем. Нужно было ёмко и логично объяснить мой интерес к сфере образования, несмотря на отсутствие профильного диплома, и рассказать, как именно выбранная программа поможет мне в достижении долгосрочных целей. А для стипендии от меня требовалось также рассказать о проблеме, которая существует в обществе (в частности, в моей родной стране), и о том, как с помощью знаний полученных на выбранной программе, я смогу поспособствовать решению этой проблемы.
Жизнь в Швеции Я бы выделила несколько практических моментов жизни в Швеции, которые, как мне кажется, полезно знать заранее.
Во-первых, климат. Перед отъездом я посмотрела средние температуры зимой в Гетеборге и обрадовалась: всего лишь −3! Да после наших уральских зим — сущая ерунда. Так вот, практика показала что ничего подобного. Температура действительно редко опускается ниже −5, но на улице все равно очень холодно, очень ветрено и очень мокро. Так что теплые и непромокаемые вещи и обувь и хороший зонт — must have. Но одновременно с этим везде очень чисто, что очень приятно после екатеринбургских осенне-весенних реалий. Ну и кроме того, в домах зимой тоже холодно, так что теплая одежда и обувь нужна и дома.
Во-вторых, важно понимать систему съема жилья. По правилам моего университета, магистрантам жилье от ВУЗа, к сожалению, не предоставляется (кстати, в других университетах студентам дают комнаты в общежитии). В моем случае мне пришлось самой искать и снимать жилье. Вообще, существует два пути. Первый — это съем комнаты или квартиры у частных лиц (так называемые second-hand contracts). На одно такое предложение обычно около 50 заявителей. То есть арендодателя придется сильно впечатлить, рассказав о себе и своем надежном финансовом положении. На весь процесс поиска жилья может уйти до нескольких месяцев, причем некоторые студенты вынуждены в буквальном смысле жить на улице или по знакомым еще несколько недель после начала обучения, просто потому что никто не счел их лучшими кандидатами. Второй вариант съема жилья — это очередь на first-hand contracts. Это значить, что снимать квартиру или комнату вы будете не у частного лица, а у какой-то компании, которая владеет жилыми домами. Это может быть организация, которая предоставляет жилье только студентам, или же общая очередь вообще для всех. Чтобы встать в такие очереди, нужно зарегистрироваться на определенных сайтах и иногда еще платить небольшой ежегодный взнос. Основная проблема здесь в том, что минимальная очередь на ожидания обычной комнаты в общежитии — около 8 месяцев. Причем жилье вы получаете не автоматически после достижения этого срока, а в рамках конкурса: у кого из проявивших интерес больше дней очереди — тот и побеждает. Для квартир разного размера очередь может быть от года до многих лет. Есть и кое-какие лазейки. Например, в той организации, которая сдает жилье студентам в Гетеборге, иногда появляются контракты типа last-minute offer, и их получит первый кто, например, позвонит в эту компанию. Я сейчас живу как раз в комнате в общежитии для студентов, которую получила накопив примерно 8 месяцев. И могу сказать, что, несмотря на общую ванную и кухню, лично для меня это оказалось в разы спокойнее и комфортнее, чем снимать комнату у частных лиц.
Особенности обучения в Швеции Магистерская программа разбита на два года, т.е. четыре семестра. Первые три семестра включают по два курса каждый, а последний семестр посвящен написанию диссертации (Master thesis). Если в России каждый семестр студенты одновременно проходят сразу несколько курсов, а потом сдают все экзамены в сессию, то в Швеции студенты одновременно проходят только 1 или 2 курса, потом экзамен или другая зачетная работа, потом следующий курс. Мне лично это нравится, потому что я могу сконцентрироваться на одном предмете, а не разрываться между несколькими заданиями.
Очных занятий не много, мы встречаемся только 2 раза в неделю. К каждой лекции есть список для чтения, то есть на занятии преподаватель не зачитывает новый материал, скорее мы обсуждаем уже знакомую нам тему и разбираем вопросы, которые у нас возникли. К тому же по каждой лекции можно скачать презентацию со всеми ключевыми моментами. В рамках каждого курса мы проводим какое-либо исследование индивидуально или в группах, которое потом сдаем письменно и еще презентуем перед всем классом. Причем тему мы всегда выбираем сами, а это значит что каждый может персонализировать программу и изучать именно то, что интересно.
Помимо учебы в прошлом году я активно участвовала в объединении студентов, получающих стипендии от Swedish Institute. Вместе мы организовывали разные мероприятия для стипендиатов. Например, мы вместе съездили в офис ООН, посетили завод Вольво, прослушали лекцию от сотрудника Ericsson, сходили в компанию, которая занимается программным обеспечением для автомобилей. Многие стипендиаты учатся на технических специальностях, и для них эти мероприятия — реальный шанс найти стажировку, проект для диссертации и в дальнейшем работу.
Советы поступающим Самое главное, как я думаю, это иметь реалистичные ожидания и осознание собственной ответственности за происходящее. Это относится буквально ко всем сферам. Я имею в виду, например, не рассчитывать, что учиться будет просто и интересно, что сама программа откроет невиданные перспективы, что найти работу — дело пары месяцев, а выучить язык — легко, а то и вовсе не нужно, раз есть английский. Вполне возможно, что что-то из этого для вас окажется правдой — отлично, лишний повод порадоваться за верное решение! А если нет, то готовность к сложностям поможет сохранить присутствие духа и быстрее найти решение.
Во-вторых, если вы намерены работать во время учебы или остаться жить в выбранной стране после окончания программы, то я бы советовала начинать учить язык страны еще до отъезда туда. Изучение языка, кстати, было одной из моих иллюзий. Имея опыт изучения нескольких иностранных языков, я думала, что процесс пойдет быстро и просто. Оказалось, совсем нет. Так что, как только вы узнали, что получили место — самое время начинать. Несмотря на то, что в Швеции подавляющее большинство населения свободно общаются на английском, владение шведским — обязательное требование в большинстве вакансий.
В-третьих, опять же применительно к Швеции, чем раньше вы встанете в очередь на получение студенческого жилья, тем лучше. Даже если к началу вашей программы вы ещё не получите контракт на студенческое жилье, через полгода или год, ваша продуманность скорее всего окупится. Или же при выборе ВУЗа обращайте внимание на те университеты, которые предоставляют студентам жилье.
P.S. И в завершении несколько слов о милой шведской традиции. Одно из первых и самых важных шведских слов — это fika . Оно означает перерыв (например в работе), чтобы выпить кофе, обычно с чем-нибудь сладким и очень вкусным. Практически любое мероприятие или встреча будет включать в себя такой перерыв. Некоторые люди (например, я) только ради этого на мероприятия и ходят :)
На этом, пожалуй, всё. Спасибо за внимание!
Алена Середко
International Master’s Programme in IT and Learning, Göteborgs Universitet, Sweden
Visby Programme Scholarship, Swedish Institute