Те из вас, кто имел негативный опыт работы в команде, наверняка, не раз задавались вопросом о целесообразности такой работы, когда быстрее и проще сделать все самостоятельно.
Умение работать в команде является важным профессиональным навыком, который должен быть в вашем багаже уже при устройстве на первую работу. Важность навыка командной работы и умение быстро и эффективно вливаться в культуру новой команды также обусловлена таким глобальным трендом, как переход от работы-функции к проектной работе. Если раньше люди могли работать в одной функции и в окружении мало меняющегося коллектива десятилетиями, то сегодня ваши функции и команда определяются четкими сроками и задачами проекта. Если же предполагаемые проекты относятся к международной сфере, то навык работы в команде должен быть отточен еще и в межкультурном контексте.
Получается, что многие трансферные навыки, включая навыки коммуникации, лидерства и навык командной работы, должны развиваться в контексте высшего образования. Именно поэтому многие университеты, которые заинтересованы в успешном трудоустройстве выпускников у самых требовательных работодателей, интегрируют развитие этих навыков в контекст академической подготовки. Кроме того, системная командная работа позволит не только прокачать многие другие навыки, но и позволит более глубоко проработать изучаемый материал и лучше осмыслить свои роли в команде.
В Гарвардской Школе Образования, например, командная работа является обязательным элементом организации обучения практически на всех курсах: и в гуманитарных, и естественнонаучных дисциплинах. Давайте разберемся, в чем одновременно сила и сложности командной работы:
Пять навыков, которым вы научитесь, работая в команде
1. Определите, какой вы партнер и умеете ли вы эффективно выбирать партнеров по команде В следующий раз я буду более осмысленно выбирать партнеров по команде... К счастью на многих курсах, где предполагается командное выполнение проекта на протяжении семестра у вас есть возможность самостоятельно выбрать тех, с кем вы хотели бы разделить совместный труд на целый семестр. В начале курса, когда толком никто друг друга не знает, профессора предлагают несколько упражнений, чтобы помочь студентам понять, кто есть кто: группировка студентов согласно общим интересам, минутные самопрезентации с рекламой своего бэкграунда, а также основных компетенций и быстрые встречи, когда вы можете обсудить с потенциальными партнерами общие интересы, выявить точки соприкосновения, а также какими навыками можете усилить команду. Несмотря на эффективность этих инструментов для налаживания первоначального контакта между студентами, они не гарантируют качество и удовлетворенность в ходе дальнейшей работы. Выявление своих слабостей в рамках командной работы и осознание правильности выбора партнеров приходит через опыт, чаще всего через разочарования и даже поражения. Именно сложности и проблемы в командной работе позволят вам идентифицировать области для ближайшего развития, и воспринимать их как вектор для личностного роста.
2. Организация командной работы Частным разочарованием в командной работе становятся ситуации, когда время используется неэффективно, сроки не соблюдаются или из трех равноправных участников, один (именно вы) вывозит на себе все. Это все симптомы плохой организации работы команды или отсутствия какой-либо организации в принципе. На одном из моих курсов, например, элемент работы в новой команде присутствовал практически на каждом занятии. Для выполнения командного задания всегда предоставлялось четкое описание задания, формата и времени на его выполнение. Охваченные энтузиазмом и свободой творчества команды тут же бросались в живые обсуждения и как правило в последние 5 минут пытались впихнуть ответы на вопросы. Рефлексируя о такой работе, сами студенты отмечали, насколько неэффективно в данном случае использовалось время. Преподаватель намеренного организовал такие тестовые задания, чтобы подвести студентов к самостоятельным выводам о необходимости определить формат работы команды, который принес бы максимально эффективные результаты. Впоследствии каждая новая сессия, где присутствовала командная работа, начиналась с минутного обсуждения пошагового плана, распределения ролей в команде и времени на выполнение каждой роли. К такой системе приходят и команды, которые после половины семестра работы выявляют проблемы с неравномерным распределением задач, систематическим несоблюдением сроков, неудовлетворительным качеством выполнения работы некоторыми участникам и т.д. И это действительно ценный опыт, после которого любая командная работа, в которой вы участвуете, будет начинаться с четкого оперативного планирования.
3. Критическое отношение к своим идеям и ценить идеи команды Думаю, что ни для кого не секрет, что к своим идеям, особенно если на них мы потратили энное количество времени, мы относимся с особым трепетом и гордостью и ждем, что именно наши идеи будут по достоинству оценены публикой или командой. Критика со стороны партнеров и идеи ваших партнеров, ровно противоположные или не учитывающие ваши, воспринимаются болезненно. Поэтому одним из важнейших качеств эффективной командной работы является тренировка умения здраво относится к критике и рассматривать ее как определение областей для доработки ваших идей. Ведь согласитесь, многие наши идеи, не прошедшие внешней оценки и предварительных тестирований, достаточно сырые. Стоит ли так близко к сердцу воспринимать их несовершенство?
Как я уже рассказывала в разделе про навык коммуникации, наши идеи не всегда трактуются другими именно так, как их видим мы, поскольку они искажаются через призму личностного опыта и персонального бэкграунда. Кроме этого контекст вашей идеи может быть незнаком или не понятен вашему собеседнику, что часто бывает при работе в межкультурных командах. И наконец ваша логика повествования не всегда прямолинейна и понятна, поэтому разберитесь, насколько эффективно вы смогли донести именно вашу идею до собеседника. Если уверены, что донесли ее хорошо, возможно, стоит поработать над аргументами и доказательствами!
4. Умение давать конструктивную обратную связь В командной работе нет места критике, но есть место конструктивной обратной связи. В отличие от критики, конструктивная обратная связь предполагает попытку объективной оценки работы партнера по команде — выделение плюсов и обоснование минусов с предложением идей по усовершенствованию. Навык обратной связи сложен тем, что он требует постоянного осознанного мониторинга построения идей другим человеком. Этот навык является ключевым и в ведении переговоров, поскольку тренирует полную фокусировку на отслеживании структуры аргумента собеседника с учетом ключевого вопроса.
Кроме того, у некоторых студентов просто не хватает смелости высказывать обратную связь, чтобы «не обидеть». Если вы придерживаетесь принципов предоставления конструктивной обратной связи, вероятнее всего ваш партнер будет только рад получить советы о том, как можно усовершенствовать свою работу. Студенты, которые привыкли получать такую обратную связь, со временем требуют более жесткого разбора своих мыслей, поскольку они действительно видят ценность внешней оценки для улучшении своих аргументов и доведения идей до совершенства.
5. Умение играть разные роли в команде и поддерживать общий интерес Ну и наконец командная работа — это прекрасная тренировка умения играть разные роли в команде, поскольку каждая новая команда и каждый новый проект предполагает новые цели, сроки, ресурсы, а значит и динамику командой работы. Если вы ранее играли роль руководителя команды, то совершенно не значит, что так будет всегда, поэтому важно научиться адаптироваться под разные стили и цели и находить общий язык с разными игроками. Работа в командах во время обучения — это прекрасная возможность научиться анализировать людей и адаптировать свое участие на благо проекта.
Качество вашего участия в командной работе сегодня определит вашу востребованность в будущих проектах, ведь обратная связь о вашем командном участии будет доступна не только текущему работодателю, но и обязательно отразиться в интернет пространстве, а главное оставит совершенно четкое эмоциональное впечатление о вас как о командном игроке в умах людей, которые, быть может, будут принимать решение о привлечении вас в следующий проект.
Автор: Евгения Ефремова , Ed.M. in Mind, Brain & Education (Harvard University), академический директор Global Ambassador и разработчик программ подготовки к TOEFL и IELTS