Как организовать йога-тур и заработать на этом?
Такой вопрос задают себе многие преподаватели йоги. Тем более, что не секрет — на этом можно неплохо заработать. Я провёл 33 йога тура за последние 5 лет для более 450 человек, и сейчас поделюсь полезными советами и расскажу, как не сделать самые обидные ошибки.
Но давайте начнём по порядку: вначале определитесь, нужно ли вам вообще включаться в этот непростой процесс — создание и проведение йога-тура. И даже если «да», то зачем именно? Это определит многие важные черты будущего тура.

Мотивация провести йога-тур может быть очень разной:
1. Ученики давно просят, уже «достали» — сами хотят, даже требуют, организовать йога-тур, куда они точно поедут со мной. Место и даты не так важны, и «зайдёт» любая более-менее разумная цена, даже чуть выше средней рыночной по этому направлению.
2. Вам срочно нужны деньги в размере 100-300 тыс. рублей. Цели не важны (отдать надоевший кредит? Появился ребёнок? На автомобиль добавить?), главное честно признать, что в этом туре деньги — главное. От этого и будем «плясать».
3. Хотите сами поехать отдохнуть, и хорошо, если получится скомпенсировать свои расходы на поездку. Да ещё и людям передать полезные знания. Это, пожалуй, самый лучший вариант, потому что такой тур организовать проще простого. Однако этот вариант имеет свои подводные камни — как для вас, так и для гостей тура! Ниже расскажу поднобней.
4. Вы хотите дополнить свою линейку предложений «ещё и туром». Это актуально, когда вы предлагаете регулярные занятия, персональные занятия для VIP, онлайн-занятия и курсы — и недостаёт только туров (это самый гармоничный случай, и я рекомендую к нему идти).
5. Вы хотите озвучить, передать свои ученикам или новым ученикам конкретную программу, которую вы разработали и желаете «запустить». Это актуально, если вы, например, хотите начать проводить тематические семинары по какой-то теме, и формат регулярного занятия или персональной тренировки тут не подходит. Пример — проведение ретрита «Випассана», интенсива по любому виду или стилю йоги, инструкторского курса, тёмного ретрита, цифрового детокса, пищевого детокса (голодание, Шанкха-пракшалана, ретрит сыроедения или на соках и т.п.) или для узкой аудитории (йога-семинар по перинатальной йоге для будущих мам на поздних сроках беременности; йога-семинар для инструкторов йоги в гамаках по работе с худеющими клиентами).
6. Вы и так живёте в месте, удачном для проведения туров (например, в Ришикеше или в Гоа), и хотите начать их проводить «постольку, поскольку я уже здесь». Так было со мной — я по своим соображением переехал жить в Непал, и решил заняться турами на регулярной основе «исходя из дислокации» (хотя проводил их и до этого).
Сразу расскажу, в чём разница, какая у вас мотивация проводить тур(туры):
1. Если просят ученики — вы можете поставить цену повыше, место выбрать исходя из знания вашей аудитории (более точно, чем в других случаях), и участники тура с вероятностью простят вам больше огрехов в организационной работе (потому что это ваши ученики, «ваши» люди, и вы — друзья). Вам не придётся волноваться о наборе участников тура — фактически, группа уже набрана. Надо только составить адекватную программу тура, выбрать место, оповестить потенциальных участников и собственно поехать провести тур. (Даже здесь есть ряд опасностей, о которых напишу ниже).
2. Если вам срочно нужны деньги, имеет смысл выбрать место проведения тура «подешевле» (Индия, Турция, Египет), с высокой маржинальностью. И провести агрессивную рекламную кампанию, вложив в это значительные средства (они вернутся). Придётся хорошенько подумать над целевой аудиторией (на пересечении нескольких групп людей: платежеспособные и имеющие отпуск нужной продолжительности, готовые учиться у вас тому, что вы преподаёте, и люди, заинтересованные поехать туда, куда вы приглашаете). Выбор места проведения, создание лендинга, настройка рекламы, организационная часть проведения тура — всё это будет иметь большое значение в проведении такого тура «ради денег».
3. Если вы готовы провести йога-тур «в ноль», просто окупив свои расходы, это позволит вам предложить своим гостямученикам больше услуг и лучшее качество проживания и питания, т.к. вы добавляете минимальную «маржу». Сразу совет: не надо делать низкую цену на такой тур, лучше возьмите хорошую гостиницу и включите трёхразовое питание в стоимость тура, так вы отсчёте психов (которые ездят в дешёвые туры), алкоголиков (которые тоже едут в дешёвые туры «со своим», а йога им не важна) и избавите себя от головной боли за многие организационные моменты. В дорогих отелях 4-5* почти наверняка всё будет на приемлемом уровне, и даже если будут мелкие нестыковки, гости в целом останутся довольны условиями — даже если вы не были в этом отеле раньше, вы можете пригласить туда людей. В противовес 4-5*, с отелями 2-3* всё гораздо сложнее -можно сильно промахнуться, и надо первый раз ехать просто смотреть, на разведку (тратя собственные деньги!). С точки зрения гостей, ехать в тур «в ноль» не очень здорово, т.к. велика вероятность, что ведущий не сможет показать интересные точки на местности, или дать ценные советы, специфические для проведения тура именно здесь. Пример: не стоит ехать в тур на Кайлаш, который очень дёшев — велика вероятность, что это «тур в ноль» и «ведущий» на самом деле сам(а) там никогда не был(а), а это большой риск и залог неприятностей для вас. Организовать «туры в ноль» имеет смысл только в туристические места, где высокий уровень сервиса: Турция 5*, Египет 5*, Таиланд (от 3* и выше), либо в Европу.
4. Если тур для вас это логическое продолжение линейки услуг по йоге (регулярные занятия, перс.тренировки, мастер-классы и онлайн-курсы) то тщательнейшим образом, в первую очередь, продумайте целевую аудиторию. Не все, кто ходит к вам на регулярные занятия, поедет с вами в тур. Набор группы будет одним из главных вызовов для вас.
5. Если тур делается «под программу», то программа определит место проведения — и, во многом, аудиторию. Если вы в основном проводите йоге для сильной группы, но решили организовать тур для «кому за 60», будьте готовы активно давать рекламу, и платить за неё. С другой стороны, если программу тура является логичным продолжением ваших занятий, то аудитория у вас уже «тёплая», и с вами поедут многие ваши ученики — кто ходит к вам по утрам и вечерам. Например, удачная идея провести семинар по освоению перевёрнутых поз, если вы и так проводите занятия по хатха-йоге. Или провести детокс-ретрит, если вы ведёте группы худеющих или многие ваши ученики нуждаются в таком детоксе (и готовы работать над собой!).
6. Если вы уже живёте (или зимуете) в месте проведения ретрита, всё проще — с выбором места ясно. Аудиторию надо строить «от места». Надо тщательно выбрать программу и отель, созвучные вашей аудитории. Скажем, люди с ограниченными средствами не приедут к вам в островной Таиланд в бутик-отель по 500 долларов за ночь в количестве 20 человек! А люди с деньгами вряд ли обратят внимание на рекламу вашего йога-тура, где предполагается утренняя йога на пляже в Арамболе и поездки на экскурсии в туре планируются на моторикшах. Я пользуюсь для расчёта цены большинства туров простой
формулой 3+, что значит, что маржинальность (ваша наценка к себестоимости) должна покрывать ваши расходы на собственную дорогу, питание и проживание, и доп.расходы (если есть), при трёх участниках. В большинство туров вы точно сможете набрать 3 участников, а значит, тур не придётся отменять. Прибыль с йога-тура может
быть значительной. Например, для йога-тура в Индию для 20 человек это может быть 8 тысяч долларов. Но не надо пугаться таких денег. Учтите, что в эту цену заложено ваше многолетнее обучение йоге, ваши поездки в Индию и другие страны за учителями йоги, ваши семинары, ваша упущенная выгода от отказа работать в офисе. Для многих туров, таких как тур на Кайлас, высокая цена оправдана риском для жизни и здоровья ведущего. Для
туров в Индию цена оправдана риском для здоровья ведущего и необходимостью выхода из зоны комфорта. В целом, маржинальность можно снижать для туров в новые для вас направления и для туров, в которых вы сами хорошо отдыхаете (Европа, Таиланд, отчасти возможно маршруты по Непалу). Чем труднее организация и проведение тура, тем выше должна быть
цена, даже если себестоимость в пересчёте на 1 участника в группе из 10
человек стремится к нулю. Не забудьте заложить в цену тура:
свою туристическую медицинскую страховку, стоимость дополнительного снаряжения или одежды, которые придётся закупить (актуально для Непала, Тибета), стоимость дороги от дома до дома. А также заложите цену ваших нервов, если по каким-то причинам тур обещает быть сложным (проблемные или VIP клиенты, сложный маршрут или дикая, некомфортная для европейца страна, такая как Индия). Важный
элемент организации йога-тура — общение с потенциальными гостями и теми, кто записался в ваш тур. Чек-лист, что вы должны обязательно предоставить гостям тура как можно раньше и 100% до такси в аэропорт: 1. Список вещей и одежды, необходимых и желательных в туре (особенно важно для йога-турпоходов) 2.
Информацию об особенностях места проведения тура (брать ли крем от комаров, Энтеросгель и беруши, шарф прикрывать грудь и шлёпанцы ходить по коровьему навозу, или наоборот, белые брюки и соломенную шляпу) 3.
Информировать каждого туриста о железной необходимости оформления туристической медицинской страховки (без неё могут иногда даже не выпустить из страны, а также её наличие облегчит ситуацию, если гость заболеет и поездке). 4. Информацию о возврате денег, полном или частичном, в случае отказа, и конкретные сроки. Исходите из худшего варианта развития событий. 5. Информацию о реальных условиях проживания и питания. Например, будут в номерах для двухместного проживания сдвоенные или раздельные кровати. Будет ли вариант питания, нужного участнику, все дни поездки. Честно, заранее, расскажите, как всё
будет — не приукрашивайте. 6. Если необходимо бронировать внутренние перелёты, попросите гостей тура сделать это заранее, самостоятельно или с вашими подсказками. 7. Зачастую гости просят предоставить им контактную информацию других участников тура. Вы должны понимать, что можете сделать это только по согласию тех людей, чьи контакты даёте.

Как рассчитать бюджет йога тура?
Общение с клиентами