Рынок экспресс-доставки в России и его особенности
Значителен ли вклад России в эти показатели? Специалисты проанализировали неофициальную статистику, опросил самих экспресс-перевозчиков и их клиентов и выявил текущую ситуацию на отечественном рынке экспресс-доставки
Согласно определению Ассоциации экспресс-перевозчиков, единственной некоммерческой официальной структуры, представляющей интересы экспресс-перевозчиков в России, экспресс-перевозка — это деятельность, связанная с предоставлением услуг и работами, обеспечивающими вывоз, транспортировку и доставку по схеме «от двери до двери» документов и грузов в строго ограниченные по времени сроки (12«72
ч). Освобождая грузовладельца от всех забот по организации перевозки, выбору вида транспорта и схемы доставки груза, экспресс-перевозчик несет
перед ним ответственность за выполнение перевозки в целом и отдельно за
груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю. Отличительными особенностями перевозок такого рода также являются возможность доставки груза в любую точку земного шара; предоставление отправителю услуг по таможенному оформлению и особо «строгие» гарантии соблюдения сроков доставки груза.
Долгое время документы были единственным видом груза, доставляемым экспресс-перевозчиками в России. Конечно, сейчас ассортимент существенно
расширился, но корреспонденция все равно продолжает лидировать в этом списке. Впрочем, это общемировая тенденция. Существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений занимают рекламная продукция, образцы товаров, автозапчасти и комплектующие к компьютерам и бытовой технике, телекоммуникационное оборудование, сувениры, пресса, оргтехника и потребительские товары (одежда, обувь). Нередки заказы на экспресс-транспортировку результатов медицинских исследований, проб и анализов, срок «жизни» которых крайне мал и при доставке которых важна не только оперативность, но и обеспечение сохранности груза, а также соблюдение требуемых условий транспортировки (стерильности, температуры и т. п.) Потребителями услуг экспресс-перевозчиков в основном являются различные организации и фирмы, сообщает профильный источник https://top-ex.ru/uslugi/express-dostavka-po-rossii/. Узнав «состав» отправлений, несложно вычислить их "хозяев- и получателей: среди них преобладают производители
и поставщики телекоммуникационного оборудования, страховые компании, банки, медицинские центры, издательские дома и торговые предприятия. Доля частных экспресс-отправлений в общем объеме ничтожна и составляет, согласно статистическим исследованиям RBC Research, порядка 3"8%. Еще одним отличием российского рынка от мирового является «сдвиг» грузопотоков между столицей (в нашем случае между Москвой и Санкт-Петербургом) и региональными центрами. Если в европейских странах и
США поток более-менее равномерно распределен по всем крупным населенным
пунктам, то в России основная масса отправлений идет из столицы (причина очевидна) и Санкт-Петербурга, расположенного в выгодной близости от Европы. В отличие от ситуации, сложившейся в других странах, в России «большая четверка» " DHL, FedEx, TNT и UPS — осуществляет небольшую часть экспресс-перевозок. По оценке RBC Research, на эти четыре транснациональные корпорации приходится 70% всех экспресс-отправлений в мире. Ощутимый вклад в развитие российского рынка вносят отечественные экспресс-перевозчики. Среди них особенно заметны такие игроки, как «ЕМС Почта России», Armadillo, «Гарантпост», PonyExpress, CityExpress и СПСР. Особенности «экспресса» Отличительными особенностями экспресс-перевозки от остальных видов грузоперевозок являются, с одной стороны, достаточно серьезные ограничения по весу отправляемых грузов, а с другой " сжатые сроки доставки (не менее пятой части всех отправлений занимают грузы, доставляемые получателю к определенному моменту " -точно-в-срок"). Четко оценить реальный объем российского рынка экспресс-отправлений не представляется возможным " это отмечают все представители компаний-игроков. И дело не только в том, что в России нет единого правила, формата или классификации для его измерения. Соблюдая собственные корпоративные стандарты, иностранные компании-лидеры не обнародуют свои абсолютные показатели, а приводят лишь данные о занимаемых ими долях рынка и ежегодном приросте в процентах, что, конечно, весьма размывает картину. Сложность, как отмечают эксперты, еще
и в том, что на российском рынке существует три типа доставки: импорт, экспорт и доставка по России, которая вынесена в отдельный тип из-за существенных географических параметров страны. Грузопотоки, идущие в Россию и из страны, существенно различаются по составу и объему — импорт
значительно превышает экспорт. По данным АСЭП, ежегодно товарооборот между РФ и миром растет на 30-35%, и в основном за счет увеличения потока импорта. Учитывая эту особенность, представители различных компаний также по-разному оценивают объем экспорта и внутрироссийских отправлений, называя цифры от $200 млн до $450 млн.

Что возят, кто возит

Грубый срез отечественного рынка доставки