Что проверить перед запуском контекстной рекламы, чтобы не слить бюджет
Статья полезна маркетологам, предпринимателям и другим PPC-специалистам и поможет ответить на вопрос — стоит ли запускать контекст и есть ли малейшие шансы выполнить KPI. Поехали!
1. Первый этап. Оценка адекватности проекта
Адекватность — это оценка потенциального успеха запуска рекламы, так сказать, ответ на вопрос, есть ли вообще смысл лезть с этим проектом в контекстную рекламу.
В качестве «адекватности» я проверяю такие показатели, как: конкурентность и перегретость ниши, наличие спроса и сложность рекламируемого продукта.
Далее рассмотрим несколько негативных ситуаций, при которых будет очень тяжело зайти в контекстную рекламу и выйти в плюс.
Низкий средний чек
Например, если вы торгуете мелочёвкой и ваш средний чек 500 рублей, а время жизни клиента всего «одна покупка», то скорее всего, вы никогда не окупите вложения в рекламу. С очень низким средним чеком и редкими повторными продажами лучше не лезть в контекст т.к вы не сможете выйти в плюс.
Если в рекламной и поисковой выдаче одни Вайлдберрисы, Озоны, Ситилинки и DNSы, то скорее всего, вы не сможете с ними конкурировать. Они могут тратить сколько угодно денег и не считать их. В таких случаях я рекомендую забыть про рекламу на поиске и пробовать разные подходы в РСЯ. Также, например, если в рекламной выдаче сидят компании с большой историей, офлайн точками и в целом в вашем регионе они «на слуху», то стоит задуматься. У них выстроены бизнес-процессы, отделы продаж и они могут позволить себе тратить на рекламу немного больше, чем «новички». Старые и устоявшиеся компании имеют «запас прочности» и могут выкупать дорогой трафик и дорогие лиды т.к затраты компенсируются сарафанкой, офлайн рекламой и иными источниками продаж. В таких случаях я рекомендую взять небольшой тестовый бюджет, например, 50 тыс., открутить его и посмотреть на результаты. Есть очень дорогие ниши, где цена клика на поиске может доходить до 1-2 тысячи рублей. В этих нишах компаниям новичкам делать нечего. Вы просто не окупите затраты на рекламу. Лиды собирать можно, но выйти в плюс — нереально. В таких нишах сидят известные компании с репутацией и прокаченным личным брендом. К ним есть доверие и они могут платить по 1 тыс. за клик и по 10 тыс. за лид, потому что бизнес-процессы выстроены так, что это окупается. В таких случаях я рекомендую рассмотреть другие источники трафика либо заходить с тестовым бюджетом в РСЯ. Про рекламу на поиске можно забыть. В контекстной рекламе мало смысла продвигать «в лоб» сложные b2b и b2c продукты т.к люди просто не поймут, что им предлагают и в чём ценность предложения. Вы получите «холодные» и «мусорные» лиды с низким чеком и без готовности купить «прямо сейчас». Например, продвигать сквозную аналитику «в лоб» — не очень хорошая затея. Сперва нужно рассказать через контент, что это такое, для чего она нужна, в чём её ценность и какие проблемы решает. Также нет смысла лезть в контекст с совсем новым продуктом. Будет дорого и сложно. Можно возразить, что через РСЯ и медийные инструменты Директа можно создавать спрос и выводить новые продукты на рынок, но это очень дорого. С наскоку не прокатит. Лучше пойти в те же соцсети и вкладывать деньги в контент-маркетинг. Также нет смысла лезть с рекламой «в лоб» с продуктом, где сильно рулит доверие и развитый личный бренд. Например, если вы захотите налить трафика на какие-то инвестиции, на молодого стоматолога или на новенькую франшизу — скорее всего, сольёте деньги в молоко и получите холодные лиды, которым ничего не продашь. Если вы собрали все «негативные сценарии» — не беда. Контекст — это один из источников трафика. Работайте над доверием к вашему продукту и личным брендом, пробуйте заходить в соцсети, маркетплейсы. Изучайте контент-маркетинг и ведите экспертный блог. Тестируйте разные офферы, пробуйте лить трафик на контент. Маркетинг — это марафон по вложению труда и денег. Ну и хотелось бы сделать ремарку про конкуренцию. Конкуренция существует только в Москве и в СПБ. В других регионах можно заходить почти в любую нишу. С проверкой на «адекватность» разобрались, если всё более-менее нормально, то дальше считаем unit-экономику. Прежде чем запускать любую рекламу, нужно просчитать хотя бы примерные цифры по бюджету, возможной цене лида и цене продажи. Опираться можно на какие-то средние цифры в вашей нише или в целом на цифры по отрасли. Также рекомендую сразу определиться, какой бюджет вы можете потратить на тесты и какой бюджет на рекламу на дистанции 3-6 месяцев. Если вы хотите вложить последние 10 тыс. рублей, а получить 100 тыс. и далее реинвестировать — не стоит даже начинать. Для расчёта unit-экономики проекта нам нужно знать базовые «бизнес-метрики»: Далее нужно сделать «медиаплан», чтобы узнать: И также для расчёта unit-экономики нужны: Далее все данные сводим в таблицу: Пример упрощенного расчёта unit-экономики: Какой вывод из этого можно сделать? После расчёта unit-экономики нужно проверить, готов ли сайт к «приёму» трафика. Не буду вдаваться в маркетинговый анализ рынка и конкурентов, анализ позиционирования, ваших уникальных отличий и офферов. Это всё должно быть по умолчанию. Этим занимается маркетолог в его «классическом» понимании. Здесь же я смотрю на сайт как специалист по контекстной рекламе или как PPC-специалист. Первым делом захожу на посадочные страницы и смотрю на «первый экран». Проверяю заголовок. В главном заголовке должно быть чётко написано, что тут происходит и что предлагается. Человек должен сразу понимать, туда ли он попал с рекламы, куда хотел. Потом оцениваю «оффер». Если это сайт услуг, то в «оффере» должно быть что-то цепляющее, понятное и заставляющее остаться и посмотреть весь сайт. Должны быть прописаны конкретные выгоды для потенциального клиента. Если это интернет-магазин, то должна быть удобная навигация, фильтры по характеристикам, проработанная карточка товара. Далее проверяю сайт визуально. Видно ли кнопки с призывом к действию и есть ли этот призыв к действию, видно ли телефон и другие способы обратной связи. Проверяю цвета на «вырвиглаз дизайн», не сливается ли текст с фоном, нет ли текста поверх изображений. Мой мини-чек лист для проверки посадочной страницы сайта услуг: Для проверки интернет-магазина: Рекламируемый продукт должен быть «упакован» в сайт. Сайт должен закрывать потребность целевой аудитории, снимать возражения и вызывать доверие. В интернет-магазинах рулит цена, условия доставки, условия покупки, фото, наличие товара и гарантии на товар. На мой взгляд, если сайт более-менее причёсан, товары или услуги адекватно «упакованы» и представлены на сайте, то можно смело запускать рекламу и откручивать тестовый бюджет. После проверки «маркетинговой упаковки» проверяю техническое состояние сайта. Смотрю, всё ли хорошо с вёрсткой на мобильных устройствах и больших экранах. Сканирую сайт на код ответа страниц, чтобы проверить, открываются ли страницы и нет ли проблем с редиректами. После проверки «маркетинговой упаковки» и технического состояния сайта, перехожу к «аналитике». Без настроенной «аналитики» вы будете вслепую лить трафик и не поймёте — а есть ли смысл вкладывать деньги в рекламу, окупается ли она, какие рекламные кампании дают результат, а какие нет, какие ключевые фразы дают результат, а какие сливают бюджет. Обычно, либо настроена сквозная аналитика и всё очень хорошо, либо всё очень плохо и даже не настроены цели в Яндекс Метрике. Если нужно настроить «аналитику» с нуля, то на первых запусках сильно не заморачиваюсь. Что делаю, для сайтов услуг: Ставлю Яндекс Метрику и настраиваю отработку целей на отправку заявок, плюс заказываю динамический коллтрекинг для отслеживания звонков. Если планируется запуск рекламы в Google Ads — ставлю Google Analytics. Что делаю для интернет-магазинов: Ставлю Яндекс метрику и настраиваю цель на добавление товара в корзину и цель на оформление заказа. Также составляю рекомендации по настройке «электронной коммерции», чтобы видеть отчёты в разрезе эффективности по продажам. Вообще, стоимость аналитики не должна превышать 10-15% от рекламного бюджета. Если планируете тратить бюджеты 200+ тыс. ежемесячно, то имеет смысл настроить сквозную аналитику. Например, оплатить тот же Roistat. Если планируете тратить до 100 тыс., то достаточно настроить отслеживание заявок с форм обратной связи, оформление заказов в интернет-магазине и поставить динамический коллтрекинг для подмены номеров. Также обязательно проверяю корректность настройки целей в Метрике и Analytics’е. От корректности передачи данных зависит эффективность аналитики и правильность принимаемых решений. Эти четыре этапа работ выполняю перед запуском любого проекта. Где-то какие-то пункты можно опустить, а где-то наоборот, более дотошно посчитать ту же «unit-экономику». Когда проект оценён как адекватный, есть более-менее упакованный сайт, есть хотя бы минимальная аналитика, то можно приступать к подготовке и запуску контекстной рекламы. Начинаю с анализа ЦА, анализа конкурентов, сбора семантики и других подготовительных работ. Об этих работах расскажу уже в других статьях. Если вам нужно запустить рекламу в Яндекс Директ/Google Ads или сделать аудит — жду вас в своём TG. Также не забывайте подписываться на мой канал в телеге, чтобы не пропустить интересные посты и всякие полезные материалы (или не очень интересные и не очень полезные).

Высокая конкурентность в нише


Перегретая ниша

Сложный или новый продукт

Нужен высокий уровень доверия

Выводы про «адекватность»
2. Второй этап. Нужно просчитать unit-экономику проекта


3. Третий этап. Проверить маркетинговую упаковку сайта





4. Четвёртый этап. Проверить, что там по аналитике
Пару слов про аналитику
Что по итогу