Главное Авторские колонки Вакансии Образование
464 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что проверить перед запуском контекстной рекламы, чтобы не слить бюджет

Привет! Меня зовут Александр, я специалист по контекстной рекламе. Подготовил статью про четыре важных этапа работы, которые нужно сделать, перед тем как настраивать и запускать рекламу.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Статья полезна маркетологам, предпринимателям и другим PPC-специалистам и поможет ответить на вопрос — стоит ли запускать контекст и есть ли малейшие шансы выполнить KPI. Поехали!

1. Первый этап. Оценка адекватности проекта

Адекватность — это оценка потенциального успеха запуска рекламы, так сказать, ответ на вопрос, есть ли вообще смысл лезть с этим проектом в контекстную рекламу.

В качестве «адекватности» я проверяю такие показатели, как: конкурентность и перегретость ниши, наличие спроса и сложность рекламируемого продукта.

Далее рассмотрим несколько негативных ситуаций, при которых будет очень тяжело зайти в контекстную рекламу и выйти в плюс.

Низкий средний чек

Например, если вы торгуете мелочёвкой и ваш средний чек 500 рублей, а время жизни клиента всего «одна покупка», то скорее всего, вы никогда не окупите вложения в рекламу. С очень низким средним чеком и редкими повторными продажами лучше не лезть в контекст т.к вы не сможете выйти в плюс.


Продвигать запросы по группе товаров «коврики для мышки» плохая затея, что и видно из скриншота, т.к никто кроме Яндекс Маркета рекламу не даёт.

Высокая конкурентность в нише

Если в рекламной и поисковой выдаче одни Вайлдберрисы, Озоны, Ситилинки и DNSы, то скорее всего, вы не сможете с ними конкурировать. Они могут тратить сколько угодно денег и не считать их. В таких случаях я рекомендую забыть про рекламу на поиске и пробовать разные подходы в РСЯ.


Давать рекламу по прямым запросам на категорию «удочки для рыбалки летние» нет смысла. Нужно искать другие подходы.

Также, например, если в рекламной выдаче сидят компании с большой историей, офлайн точками и в целом в вашем регионе они «на слуху», то стоит задуматься. У них выстроены бизнес-процессы, отделы продаж и они могут позволить себе тратить на рекламу немного больше, чем «новички». Старые и устоявшиеся компании имеют «запас прочности» и могут выкупать дорогой трафик и дорогие лиды т.к затраты компенсируются сарафанкой, офлайн рекламой и иными источниками продаж. В таких случаях я рекомендую взять небольшой тестовый бюджет, например, 50 тыс., открутить его и посмотреть на результаты.


Тут на первом месте сливаю бабки в никуда. В эту нишу на поиске лучше не лезть, а то сожрёт.

Перегретая ниша

Есть очень дорогие ниши, где цена клика на поиске может доходить до 1-2 тысячи рублей. В этих нишах компаниям новичкам делать нечего. Вы просто не окупите затраты на рекламу. Лиды собирать можно, но выйти в плюс — нереально. В таких нишах сидят известные компании с репутацией и прокаченным личным брендом. К ним есть доверие и они могут платить по 1 тыс. за клик и по 10 тыс. за лид, потому что бизнес-процессы выстроены так, что это окупается.

В таких случаях я рекомендую рассмотреть другие источники трафика либо заходить с тестовым бюджетом в РСЯ. Про рекламу на поиске можно забыть.


Привет клики по 1-2 тыс. рублей. Чтобы окупить затраты, нужны выстроенные бизнес-процессы и «траст» в глазах потенциальных клиентов. В эту нишу с «улицы» не зайдешь.

Сложный или новый продукт

В контекстной рекламе мало смысла продвигать «в лоб» сложные b2b и b2c продукты т.к люди просто не поймут, что им предлагают и в чём ценность предложения. Вы получите «холодные» и «мусорные» лиды с низким чеком и без готовности купить «прямо сейчас».

Например, продвигать сквозную аналитику «в лоб» — не очень хорошая затея. Сперва нужно рассказать через контент, что это такое, для чего она нужна, в чём её ценность и какие проблемы решает.

Также нет смысла лезть в контекст с совсем новым продуктом. Будет дорого и сложно. Можно возразить, что через РСЯ и медийные инструменты Директа можно создавать спрос и выводить новые продукты на рынок, но это очень дорого. С наскоку не прокатит. Лучше пойти в те же соцсети и вкладывать деньги в контент-маркетинг.


Нужно прогревать контентом. Это чисто информационный запрос, в котором посетитель просто ищет инфу о сквозной аналитике.

Нужен высокий уровень доверия

Также нет смысла лезть с рекламой «в лоб» с продуктом, где сильно рулит доверие и развитый личный бренд. Например, если вы захотите налить трафика на какие-то инвестиции, на молодого стоматолога или на новенькую франшизу — скорее всего, сольёте деньги в молоко и получите холодные лиды, которым ничего не продашь.


Если рекламировать те же услуги настройки контекстной рекламы на поиске, то получим холодные и неадекватные лиды.

Выводы про «адекватность»

Если вы собрали все «негативные сценарии» — не беда. Контекст — это один из источников трафика. Работайте над доверием к вашему продукту и личным брендом, пробуйте заходить в соцсети, маркетплейсы. Изучайте контент-маркетинг и ведите экспертный блог. Тестируйте разные офферы, пробуйте лить трафик на контент. Маркетинг — это марафон по вложению труда и денег.

Ну и хотелось бы сделать ремарку про конкуренцию. Конкуренция существует только в Москве и в СПБ. В других регионах можно заходить почти в любую нишу.

С проверкой на «адекватность» разобрались, если всё более-менее нормально, то дальше считаем unit-экономику.

2. Второй этап. Нужно просчитать unit-экономику проекта

Прежде чем запускать любую рекламу, нужно просчитать хотя бы примерные цифры по бюджету, возможной цене лида и цене продажи.

Опираться можно на какие-то средние цифры в вашей нише или в целом на цифры по отрасли. Также рекомендую сразу определиться, какой бюджет вы можете потратить на тесты и какой бюджет на рекламу на дистанции 3-6 месяцев.

Если вы хотите вложить последние 10 тыс. рублей, а получить 100 тыс. и далее реинвестировать — не стоит даже начинать.

Для расчёта unit-экономики проекта нам нужно знать базовые «бизнес-метрики»:

  1. средний чек
  2. маржа
  3. время жизни клиента (LTV) — это разовая покупка, абонентка или повторные продажи
  4. примерные «операционные» расходы — налоги, аренда, фонд зарплаты, оплата услуг специалистов

Далее нужно сделать «медиаплан», чтобы узнать:

  1. примерную цену клика
  2. примерный объём трафика
  3. примерное количество лидов, которые можно получить
  4. примерное количество продаж, которые можно получить

И также для расчёта unit-экономики нужны:

  1. примерные цифры по конверсии сайта в лид
  2. примерные цифры по конверсии лида в продажу

Далее все данные сводим в таблицу:

  1. Операционные расходы
  2. Прибыль от одной продажи
  3. Время жизни клиента (LTV)
  4. Объём трафика в нише
  5. Средняя цена клика в нише (CPC)
  6. Сколько денег нужно на выкуп трафика
  7. Какая будет стоимость лида при средней конверсии сайта в Х (CPL)
  8. Какой процент лидов конвертится в продажу
  9. Какая будет стоимость продажи (CPO)
  10. Сколько продаж можно получить
  11. Сколько выручки можно получить
  12. Сколько чистого профита вы можете получить

Пример упрощенного расчёта unit-экономики:


Из примера, при конверсии сайта 5% в лид, реклама принесёт 128 тыс. убытка. Крутим цифры и смотрим, что будет дальше.

Повысили конверсию сайта в лид до 10%, поработали с отделом продаж и повысили конверсию из лида в продажу до 35%. В итоге получили +352 тыс. чистой прибыли.

Какой вывод из этого можно сделать?

  1. Считать, пусть даже примерно, unit-экономику проекта перед запуском рекламы = must have.
  2. Нужно брать тестовый бюджет, откручивать и смотреть конверсию сайта в лид и продажу.

После расчёта unit-экономики нужно проверить, готов ли сайт к «приёму» трафика.

3. Третий этап. Проверить маркетинговую упаковку сайта

Не буду вдаваться в маркетинговый анализ рынка и конкурентов, анализ позиционирования, ваших уникальных отличий и офферов. Это всё должно быть по умолчанию. Этим занимается маркетолог в его «классическом» понимании. Здесь же я смотрю на сайт как специалист по контекстной рекламе или как PPC-специалист.

Первым делом захожу на посадочные страницы и смотрю на «первый экран». Проверяю заголовок. В главном заголовке должно быть чётко написано, что тут происходит и что предлагается. Человек должен сразу понимать, туда ли он попал с рекламы, куда хотел.


На этот сайт я перешел по запросу «утепление балкона под ключ цена». Ну и где тут про утепление? Зачем задерживаться на этом сайте?

Потом оцениваю «оффер». Если это сайт услуг, то в «оффере» должно быть что-то цепляющее, понятное и заставляющее остаться и посмотреть весь сайт. Должны быть прописаны конкретные выгоды для потенциального клиента. Если это интернет-магазин, то должна быть удобная навигация, фильтры по характеристикам, проработанная карточка товара.


Нет ни оффера ни выгод для клиента. Что за решения эффективные решения?А тут всё в порядке с оффером и выгодой, прописаны сроки, хуё-мое.

А тут всё в порядке с оффером и выгодой, прописаны сроки, хуё-мое.

Далее проверяю сайт визуально. Видно ли кнопки с призывом к действию и есть ли этот призыв к действию, видно ли телефон и другие способы обратной связи. Проверяю цвета на «вырвиглаз дизайн», не сливается ли текст с фоном, нет ли текста поверх изображений.


Добрый вечер, мы текст на изображении и нас почти не видно. Так делать НЕ нужно.Нужно делать так.

Нужно делать так.

Мой мини-чек лист для проверки посадочной страницы сайта услуг:

  1. понятно описан ваш продукт
  2. указаны преимущества вашего продукта
  3. страница закрывает боли и возражения потенциальных клиентов
  4. понятно, какую выгоду получает клиент
  5. понятно, какую проблему вы решаете
  6. есть элементы доверия
  7. есть призыв к действию
  8. кнопки с призывом к действию привлекают внимание

Для проверки интернет-магазина:

  1. удобная навигация
  2. в категориях есть рабочие фильтры
  3. поиск товаров работает и он удобный
  4. карточка товара максимально заполнена — фото, характеристики, отзывы, описание
  5. товарная матрица не сильно уступает конкурентам
  6. бОльшая часть товара в наличии

Рекламируемый продукт должен быть «упакован» в сайт. Сайт должен закрывать потребность целевой аудитории, снимать возражения и вызывать доверие.

В интернет-магазинах рулит цена, условия доставки, условия покупки, фото, наличие товара и гарантии на товар.

На мой взгляд, если сайт более-менее причёсан, товары или услуги адекватно «упакованы» и представлены на сайте, то можно смело запускать рекламу и откручивать тестовый бюджет.

После проверки «маркетинговой упаковки» проверяю техническое состояние сайта. Смотрю, всё ли хорошо с вёрсткой на мобильных устройствах и больших экранах. Сканирую сайт на код ответа страниц, чтобы проверить, открываются ли страницы и нет ли проблем с редиректами.

После проверки «маркетинговой упаковки» и технического состояния сайта, перехожу к «аналитике».

4. Четвёртый этап. Проверить, что там по аналитике

Без настроенной «аналитики» вы будете вслепую лить трафик и не поймёте — а есть ли смысл вкладывать деньги в рекламу, окупается ли она, какие рекламные кампании дают результат, а какие нет, какие ключевые фразы дают результат, а какие сливают бюджет.

Обычно, либо настроена сквозная аналитика и всё очень хорошо, либо всё очень плохо и даже не настроены цели в Яндекс Метрике.

Если нужно настроить «аналитику» с нуля, то на первых запусках сильно не заморачиваюсь.

Что делаю, для сайтов услуг:

Ставлю Яндекс Метрику и настраиваю отработку целей на отправку заявок, плюс заказываю динамический коллтрекинг для отслеживания звонков. Если планируется запуск рекламы в Google Ads — ставлю Google Analytics.

Что делаю для интернет-магазинов:

Ставлю Яндекс метрику и настраиваю цель на добавление товара в корзину и цель на оформление заказа. Также составляю рекомендации по настройке «электронной коммерции», чтобы видеть отчёты в разрезе эффективности по продажам.

Пару слов про аналитику

Вообще, стоимость аналитики не должна превышать 10-15% от рекламного бюджета. Если планируете тратить бюджеты 200+ тыс. ежемесячно, то имеет смысл настроить сквозную аналитику. Например, оплатить тот же Roistat. Если планируете тратить до 100 тыс., то достаточно настроить отслеживание заявок с форм обратной связи, оформление заказов в интернет-магазине и поставить динамический коллтрекинг для подмены номеров.

Также обязательно проверяю корректность настройки целей в Метрике и Analytics’е. От корректности передачи данных зависит эффективность аналитики и правильность принимаемых решений.

Что по итогу

Эти четыре этапа работ выполняю перед запуском любого проекта. Где-то какие-то пункты можно опустить, а где-то наоборот, более дотошно посчитать ту же «unit-экономику».

Когда проект оценён как адекватный, есть более-менее упакованный сайт, есть хотя бы минимальная аналитика, то можно приступать к подготовке и запуску контекстной рекламы. Начинаю с анализа ЦА, анализа конкурентов, сбора семантики и других подготовительных работ. Об этих работах расскажу уже в других статьях.

Если вам нужно запустить рекламу в Яндекс Директ/Google Ads или сделать аудит — жду вас в своём TG. Также не забывайте подписываться на мой канал в телеге, чтобы не пропустить интересные посты и всякие полезные материалы (или не очень интересные и не очень полезные).

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.