Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
646 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Топ-5 трендов онлайн-образования в 2022 году: работа с мотивацией, кураторство и живые встречи

Пандемия дала стимул развитию онлайн-обучения. В 2022 году перед EdTech-компаниями, которые его организуют, стоят новые задачи. Рассказываем, почему дистанционку нужно разбавлять офлайн-встречами, что мотивирует учащихся и как им помогают наставники.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1. Работа с мотивацией

Онлайн-образование открывает перед учащимся огромные возможности. Они могут осваивать материал в быстром темпе, самостоятельно выстраивать режим занятий, а также черпать информацию из разных источников, чтобы как можно лучше разобраться в той или иной теме. Но, увы, чаще всего происходит не так, потому что учащемуся не хватает мотивации. Соответственно, EdTech-компаниям необходимо помочь ему сформулировать цели обучения. Каждый ученик должен ответить для себя на вопросы «Зачем мне это?» и «Что я получу от этого обучения?». Ответы нужны для понимания того, что учится он для себя и должен получить пользу от обучения.

Цифровое образование позволяет учитывать возраст ученика, его индивидуальные возможности и интересы, а также предыдущий образовательный опыт, чтобы на основании этой информации сделать учебный процесс интересным. В средней и старшей школе, например, полезна практика взаимодействия с реальными работодателями и специалистами и вовлечение учащихся в какую-то проектную деятельность. Тогда подростки понимают, зачем учат тот или иной предмет и как он пригодится в будущем.

Еще один работающий прием — дать ученику почувствовать результат прямо сейчас, чтобы потом он не боялся осваивать более сложный материал. Учить теорию в течение 2–5 занятий и только потом перейти к практике — это не дело. Гораздо эффективнее дать задачи как можно скорее, даже если они будут совсем простыми. Промежуточный результат придает учащемуся сил и повышает мотивацию.

Существует и так называемая система демотивации. Например, когда учащиеся видят, сколько человек уже выполнили домашнее задание, кто сделал это в последний момент, а кому так и не удалось к нему подступиться. Если ученик не справился с дедлайнами, ему можно дать безобидное веселое задание, например, выполнить 5–10 приседаний и скинуть видео в чат учебной группы.

2. Навигация по образовательному контенту

Еще несколько лет назад существовал тренд на создание авторских образовательных разработок и методик. Различные государственные организации и частные компании представили уже, кажется, всё, что можно — от классических печатных учебников до видеолекций, интерактивных пособий и онлайн-курсов. В 2022 году рынок образовательного контента, в том числе в онлайне, переполнен. Из-за того что на EdTech-рынке очень большое количество игроков, достаточно активно развивается такое направление, как навигация в образовательном пространстве.

Сегодня учащемуся непросто выбрать контент, оптимально соответствующий целям, которые он себе поставил. Не всегда, например, какую-то тему следует изучать по одному учебнику и с одним педагогом. Чтобы решить эту задачу, нужно дать ориентиры, как разобраться во всем образовательном контенте, который уже создан. Это некая образовательная экосистема — условный «Яндекс» — который учитывает наши потребности и предпочтения. Кроме того, целесообразно организовать систему наставничества, которую активно применяют EdTech-компании.

3. Кураторство

Иногда даже несложная задача — вытащить себя за уши из кровати и включить онлайн-лекцию — почему-то оказывается непосильной. И тогда на помощь учащемуся должен прийти наставник, тьютор, куратор или ментор. Названий много, но суть одна: специалист помогает ученику не сбиться с образовательного маршрута, выстроить график и соблюдать дедлайны.

Получать онлайн-образование без наставника — это как заниматься спортом без тренера. Представьте: мы приходим в зал — что, к слову, уже маленькая победа, — бродим между тренажерами, выполняем упражнения с ошибками. Для сравнения: тренер знает особенности нашего организма и наши цели, а также составляет график занятий с учетом индивидуальных биоритмов, следит за правильным выполнением упражнений и регулирует нагрузку.

Кураторы избавляют от фрустрации и прокрастинации, а также помогают побороть синдром студента — привычку делать всё в последний момент, из-за чего результат оставляет желать лучшего. Учащийся может посоветоваться со своим наставником, а тот способен дать полезные рекомендации, поскольку знает особенности и цели своего подопечного, стремится сделать его обучение более эффективным. Это своего рода точка опоры при выполнении образовательной задачи.

4. Смешанное / гибридное обучение

Еще один тренд в EdTech — использование элементов как офлайн-, так и онлайн-работы. Это когда мы встречаемся в каком-то реальном пространстве, а также работаем в онлайне — синхронно (взаимодействие между преподавателем и учениками происходит в реальном времени) и асинхронно (контакт осуществляется с задержкой во времени). Асинхронно в онлайне можно выполнять объемную теоретическую работу: слушать преподавателя, вести конспекты. А для закрепления знаний, разбора сложных тем и участия в дискуссиях лучше использовать синхронное онлайн-обучение либо офлайн-формат.

Смешанное обучение актуально в силу того, что онлайн-формат не способен заменить реальное общение, а те самые «живые» мероприятия повышают вовлеченность учащихся в процесс обучения. Когда нет живого контакта, люди теряют стимул. Учащимся нужны встречи с людьми, проживающими схожий опыт.

Одна из ключевых метрик для оценки эффективности онлайн-образования — процент учащихся, дошедших до финиша. И он существенно возрастает при наличии таких практик. Сейчас есть кейсы, когда для иностранных студентов, которые из-за пандемии или каких-то других ограничений не могут приехать в свой университет, вуз организует физическое пространство. Там студенты общаются, взаимодействуют и работают вместе со своими однокурсниками.

5. Внеакадемическая работа

И образовательные организации, и компании, организующие обучение, сейчас столкнулись с новой проблемой: работать в онлайне все худо-бедно научились, а вот удерживать и закреплять социальные контакты во время онлайн-обучения — пока нет. Важно отметить, что обучение — это всегда определенный социальный опыт. Учась в школе, вузе или на каких-то курсах, мы знакомимся с людьми и расширяем свой круг общения, развиваем «мягкие навыки». Если у учащегося возникают социальные связи там, где он учится, то, скорее всего, с какими-то задачами он справится легче и быстрее.

Сегодня можно констатировать необходимость в совершенствовании внеакадемической или внерабочей (когда речь идет о фирмах, работающих онлайн) коммуникации. Если есть ресурсы и возможности, то лучше посмотреть в сторону деятельности в реальном пространстве. Например, можно организовать развлекательные мероприятия или проектную работу. Даже если офлайн-мероприятия будут проходить не так часто, например несколько раз в год, это всё равно существенно повышает результативность образовательного процесса.

Когда ученик прошел образовательную программу с удовольствием и пользой, а также развил социальные связи, это и есть самый настоящий успех для EdTech-компании. Ведь тогда человек укрепляет мотивацию двигаться дальше. Как в личном, так и в профессиональном ключе.

Автор: учредитель международной школы «Алгоритм» Алексей Мисютин

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.