Франшиза Белый кролик: тест на успешность
Франшиза сегодня — явление массовое. Очевидно, что воспользоваться разработанной и уже проверенной системой ведения бизнеса, да еще с фирменным, узнаваемым лицом — комфортнее во всех отношениях. Риски, казалось бы, просчитаны и сведены до минимума. Бизнес-план представлен заранее и дает обнадеживающую картину будущего.
Однако же и истории неудач, постигшие покупателей франшизы — тоже явление массовое. Стоит ли считать это поводом априори отвергать франшизу как способ стабильного заработка?
Как правильно проверить франшизу?
Шаг первый: выбираем тему.
Детские мечты и советы знакомых — отложить подальше. Вкладывать свои (а то и кредитные) средства надо в сферу, где вы реально можете быть экспертом. Так, просто любить кофе мало для того, чтобы успешно зарабатывать на кофейнях самообслуживания. А вот одна из перспективных сфер для ведения бизнеса по франшизе — продажа бытовой химии на розлив. Лично удостовериться в качестве и других заявленных характеристиках продукта несложно, специальных знаний для этого не требуется — бытовая химия и средства для личной гигиены нужны ежедневно. Именно так советуют поступить владельцы франшизы «Белый кролик» потенциальному франчайзи.
Кроме того, стоит почитать отзывы о данной продукции на авторитетных сайтах. 2Гис, Яндекс, Google — узнать мнение людей. Сравните с вашими личными выводами, если оценки совпадают — значит эта франшиза заслуживает внимания. И вам не придется краснеть за качество своего товара.
Еще один критерий, на который тоже надо обратить внимание — сертифицирована ли продукция. Например, на сайте «Белого кролика» мы воочию убедились, что каждое средство прошло полный цикл испытаний и получило сертификат, гарантирующий заявленные характеристики. В линейке продукции есть продукция и для малышей, поэтому заручиться информацией, подтверждающей их безопасность — необходимо.
Шаг второй: анализируем франчайзера до переговоров.
Информации о каждой франшизе в открытом доступе более чем достаточно. Главное, научиться отделять зерна от плевел — найти правду. Во-первых, много скажет статус владельца франшизы в официальном информационном поле. Например, при изучении франшизы «Белого кролика», выявляется, что компания является постоянным членом Российской ассоциации франчайзинга. Мало ли, кто куда вступит, скажете? Не в этом случае. Для того, чтобы быть принятым в РАФ, организация должна пройти тотальную проверку по нескольким определяющим параметрам. Среди них — финансовое состояние, юридический статус, соответствии документальной базы законам страны, деловая репутация и много другого. Далеко не все владельцы франшиз решаются на такой шаг — понятно, по каким причинам.
Затратный по времени, но полезный элемент вашей аналитики — отзывы. Требует внимания и, по сути, является проверкой и будущего франчайзи на объективность и в какой-то мере перспективности в плане ведения бизнеса. Позитив в информационном поле, как правило, оказывается щедро приправленным негативом. Делать выводы, бегло пробежав глазами по первым строчкам — оказать себе медвежью услугу. Чуть больше внимания — проверьте, не похожи ли негативные отзывы один на другой, содержится ли в них конкретная информация о взаимодействии с франчайзером или о качестве продукта? Зачастую можно обнаружить один и тот же текст на нескольких малоизвестных ресурсах. А содержание скудно и ограничивается общей информацией: я ожидал больших прибылей, но продукция оказалась сомнительного качества, я разочаровался и т.п. Отсутствие конкретики — первый признак обмана. А то, что конкуренты пытаются таким образом бороться с компанией-владельцем франшизы — это хороший знак. Значит, надо брать))
Более достоверный источник информации — отзывы от действующих или бывших франчайзи. Они, как правило, не скрывают, в каком городе вели или ведут бизнес. В таких отзывах, да и в целом в интернете, который всё помнит, всегда найдется конкретная информация, подтверждающая связь человека с данным бизнесом.
Шаг третий: оцениваем действия франчайзера при контакте
Перед началом переговоров с франчайзером оказалось полезно получить информацию о самой франшизе, которая есть в открытом доступе. Кстати, этот тоже один из критериев выбора — чем больше конкретных данных (стоимость франшизы, этапы подготовки, выход на окупаемость), а также прозрачность этой информации (например, распределение ваших затрат, другие коммерческие показатели), тем надежнее партнер. На сайте «Белого кролика», в разделе «Франшиза» выложены данные, которые дают представление о перспективах развития бизнеса. Основанием для таких выводах послужила аналитика работы более 50 магазинов в 30 городах России.
Приступая к обсуждению процесса покупки, в первую очередь изучается бизнес-план, уточняются его детали. В них-то все и кроется. Насколько владелец франшизы вовлечен во взаимодействие с покупателем? Как именно он будет участвовать в подготовке к запуску бизнеса? Регламентируется ли общение с ним, как часто можно обращаться за консультациями? Практика показала, что даже после внимательного изучения всех организационных моментов в теории вопросы возникают часто, а ответы на них порой нужны срочно. К чести представителя франшизы «Белого кролика», реакция была незамедлительной. И участие в подготовке к открытию магазина этого бренда проходила в плановом порядке, потому что много процедур продающая компания берет на себя. Открытие ИП (если необходимо), предоставление льготного тарифа на обслуживание счета в банке, поиск наиболее перспективной локации для магазина, доставка нового оборудования, организация рекламной кампании, продвижение в Яндексе и соцсетях — это лишь часть мероприятий.
Шаг четвертый: как прозрачность бизнеса помогает принять решение
Действия владельца франшизы во многом говорят о его намерениях. Чем больше в них открытости и прозрачности, тем больше ясности возникает в процессе принятия решения. В случае с франшизой «Белого кролика» одним из определяющих покупку факторов стал доступ в сообщество действующих франчайзи. Возможность задать любые вопросы тем, кто в настоящее время ведет деятельность, повышает степень доверия к владельцу франшизы. И сильно влияет на эмоциональный настрой начинающего франчайзи. Начинать дело в одиночку и влиться в большой, опытный и дружелюбный коллектив — разница очевидна.
Кроме того, компания проводит стартовое обучение каждого, кто покупает франшизу и готовится к ведению бизнеса. Обучение проходит не только на теоретической основе, а при участии специалиста, уже имеющего большой опыт в данной отрасли. Это поможет не только научиться обслуживать оборудование и отпускать товар. Культура общения с покупателями, секреты грамотной подачи товара, умение оперировать всеми инструментами, которые заложены в формат продаж — это помогает избежать досадных ошибок на старте. И лично оценить, насколько владелец франшизы заинтересован в успехе франчайзи. Учитывая, что роялти в случае с франшизой «Белого кролика» составляют 0%, такая позиция говорит о многом.
Рассмотренный пример прежде всего касается бизнеса, который требует непосредственного участия владельца во всех или многих его процессах. Иными словами, успех, особенно на первых порах будет зависеть от степени вовлеченности в дело покупателя франшизы. Одна из распространенных ошибок некоторых начинающих франчайзи — делегирование полномочий наемному персоналу уже на начальном этапе работы. Но его заинтересованность в успехе дела — под вопросом. Чтобы избежать разочарований, при таком настрое лучше вложить средства во франшизы, имеющие именно инвестиционный характер. Впрочем, контроль за процессами понадобится и здесь. Вывод прост: чтобы франшиза была прибыльной, предстоит активно работать вплоть до стабилизации всех функциональных процессов.