В пятницу, 15 декабря, состоялся форум «Цифровизация 2024». На нем участники обсудили, с какими трудностями сталкивается средний и малый бизнес, а также перспективы технологического предпринимательства.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса
На сегодняшний день у предпринимателей есть множество вопросов, которые мешают открыть собственное дело. Им не хватает знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками. Граждане, которые активно ведут бизнес, сталкиваются с непониманием рынка и целевой аудитории.
«Одним из барьеров для предпринимателей является недостаток средств. Для того чтобы снизить значимость данной проблемы, бизнес сам по себе должен стать менее затратным. В некоторых направлениях цифровизация может на это повлиять. Например, в сфере рекламы, бухгалтерской отчетности. Не нужно будет закупать дорогостоящее оборудование. Эти моменты решаются отчасти электронными сервисами», — отметила генеральный директор технопарка «Корпорация «ИнФинТех» Мария Михайлова.
По данным Минэкономразвития, 51 процент малого и среднего предпринимательства (МСП) в России закрываются в первые два года деятельности из-за определенных барьеров. Главный редактор «Газеты о России» Илья Турманидзе отметил, какие факторы мешают успешному ведению собственного дела.
«Исходя из социологических исследований, которые проводились ежегодно с 2019-го профессиональными сообществами и органами государственной власти, выявлены несколько барьеров. Например, „нет стартового капитала“. Казалось бы, элементарная проблема. В стране выделено более 400 миллиардов рублей на аккредитование МСП, на обучение. Кто-то не может выбрать нишу. Кто-то боится регистрации бизнеса. Вот, например, мы идем регистрироваться, смотрим статистику. Видим, что до 30 процентов приходит отказ. Но происходит это в том случае, если неправильно поданы документы. Ведь человек не знает, что делать, его этому не учат», — рассказал Илья Турманидзе.
Также он отметил, что довольно высокий процент ответов указывает на трудности в открытии и дальнейшем развитии своего бизнеса, связанные с низким уровнем предпринимательской грамотности. Единственное решение — это информировать как можно больше руководителей бизнеса о возможных преимуществах.
«С образованием все намного сложнее. Из программ по предпринимательству воспользовались данными преференциями всего 2 процента петербуржцев. Это говорит о том, что люди не знают, что можно получить дополнительную информацию. У нас идет большой отказ при подаче документов на оформление предпринимательства, на оформление счета», — поделился Илья Турманидзе.
«Что касается „недостатка знаний“, то мы создали организационный комитет „2024 — год цифровизации в России“, — сообщила Мария Михайлова. — Для каждого предпринимателя в открытом доступе будет вся информация. В следующем году мы планируем провести ряд мероприятий по финансовой грамотности. На заседаниях мы будем рассказывать про меры поддержки, про существующие IT-проекты на рынке. Также будем объяснять, каким образом применять цифровые решения».
Цифровизация в бизнесе
Цифровая трансформация — это возможность для предпринимателей выйти на качественно новый уровень. Главная задача данного изменения заключается в обеспечении жизнеспособности и роста бизнеса на длительный период. Таким образом, предприятия могут ставить перед собой разные цели: оптимизировать затраты, повысить продажи, сделать бизнес более прозрачным, развить новые направления.
«Если мы говорим про проверки и блокировки в бизнесе, то необходимо планомерно повышать понятность бизнеса для государства и проверяющих органов. Сейчас интерактивные площадки могут повысить транспарентность. Если транзакции проходят через цифровые решения, то все сразу записывается. Соответственно, все транзакции хранятся и могут быть проанализированы при необходимости. Это может стать защитой в том числе и для предпринимателя», — прокомментировала генеральный директор технопарка «Корпорация «ИнФинТех».
Если предприятие хочет приобрести какое-нибудь преимущество, то оно должно быть инновационным, добавила она.
«Покупателям необходимо предоставить комфортные условия при выборе товара. Также должна быть обратная связь. Общение тоже можно цифровизировать. Сейчас искусственный интеллект берет на себя функции технической поддержки и подходит к этому гораздо профессиональнее, чем операторы», — сказала Мария Михайлова.
С помощью интерактивных площадок может быть решен вопрос, связанный с высокими затратами на кассовое оборудование. Еще несколько лет назад данная техника использовалась исключительно для приема наличных денег. Но в 2018-2021 годах прошла реформа закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, регулирующего правила в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Появились аппараты нового типа — онлайн-кассы. С их помощью учитываются все денежные поступления, формируются кассовые чеки, а также отправляются сведения о каждой транзакции в Федеральную налоговую службу (ФНС) через оператора фискальных данных. Руководитель направления качества технопарка «Корпорация «ИнФинТех» Дмитрий Лазаров рассказал о новом продукте для предпринимателей — RC POS. Это быстро подключаемая мультикасса, которая упрощает работу передачи денежных средств.
«Этот проект мы запустили в период, когда иностранные компании начали покидать российский рынок. Тогда предприниматели столкнулись с проблемой, что кассовый аппарат не отечественного производства выходит из строя. Сейчас наш проект помогает и молодым предпринимателям, и клиентам. Например, покупатель может прийти в торгово-сервисное предприятие и купить товар через электронную площадку. То есть кассир пробивает продукт в мобильном устройстве, показывает QR-код покупателю. Он, в свою очередь, сканирует и оплачивает любым способом. Можно приложить карточку к телефону и произвести оплату через NFC, можно оплатить с помощью системы быстрых платежей, можно оплатить баллами бонусными», — резюмировал Дмитрий Лазаров.
Фото: Елена Норицина
https://spbdnevnik.ru/news/2023-12-18/biznes-i-tsifrovizatsiya-kak-razvivayutsya-predpriyatiya-s-pomoschyu-itproduktov