Ключевыми конкурентными преимуществами для россиян при выборе работодателя стали «стабильность, надежность и защищенность»
Для этого эксперты провели интервью с представителями крупного бизнеса, а также проанализировали результаты анонимного опроса специалистов в сфере HR и внутренних коммуникаций.
Эксперты выяснили, что изменение текущей общественно-политической ситуации заметно повлияло на корпоративную культуру в российских компаниях. Глобально она начала трансформироваться еще до марта 2022 года под влиянием пандемии коронавируса. СВО лишь усилила некоторые тенденции.
Основные тренды работы с корпоративной культурой «нового времени»:
- Большинство респондентов подчеркнули дефицит персонала на рынке (48% опрошенных отметили острую нехватку работников), особенно в сферах, где заняты преимущественно мужчины. В результате бизнес сегодня концентрирует усилия на удержании персонала внутри компании (фокус на удержание отметило 54% участников анонимного опроса) и работе с кадровым резервом. К поиску кандидатов в резерве теперь прибегают даже те компании, которые ранее не рассматривали подобные шаги. Некоторые респонденты указали на то, что конкурентом за человеческий ресурс выступает и государство.
- Отвечая на вопрос о ключевом направлении при работе с персоналом, большинство респондентов отметили поддержку корпоративной культуры, ценностей компании, принципов работы (52% опрошенных). Роль «внутрикома» в бизнес-процессах увеличилась, и теперь он берет на себя задачу по объединению коллектива, транслирует смыслы и идеологию организации.
- Повышение тревожности в обществе из-за политических и экономических потрясений привело к тому, что ключевыми конкурентными преимуществами работодателя стали «стабильность, надежность, защищенность» (отметили 77% опрошенных HR-специалистов), а также забота, внимание к людям, «человекоцентричность» (66% опрошенных).
«Результаты исследования показали, что потрясения в общественно-политической жизни заметно повлияли на корпоративную культуру в российских компаниях. Изменилась сама роль специалистов по внутренним коммуникациям, так как именно они стали главным инструментом в преодолении трудностей. Ключевая задача „внутрикома“ сместилась с трансляции информации и смыслов сверху вниз на сбор и трансляцию обратной связи, идей, настроений сотрудников снизу вверх, а также поддержку бизнеса при внедрении изменений. Теперь для таких специалистов важно проактивно влиять на бизнес-процессы, в том числе самостоятельно формировать стратегии, транслировать цели, смыслы и идеологию компании. Однако повышение значимости этой сферы привело к тому, что в России наблюдается нехватка сотрудников с высоким уровнем экспертизы в области внутренних коммуникаций и работы с корпоративной культурой», — рассказала управляющий партнер консалтингового агентства Jobby Ольга Останина.
Как отметили участники исследования, в 2023 году в выигрыше оказались предприятия, которые уже отработали методики снижения тревожности персонала во время пандемии. Некоторые респонденты также подчеркнули, что тревожность была характерна для периода начала СВО, однако с марта 2023 года люди постепенно адаптировались к стрессу и «начали в нем развиваться». Вместо экстренной антикризисной помощи фокус сместился на более разнообразную и расширенную работу с корпоративной культурой.
В результате сформировался еще один тренд — усиление градуса «человечности», заботы о сотрудникахи и их комфорте. 34% респондентов отметили, что заботы точно стало больше, 14% указали, что уровень заботы остался на прежнем уровне, так как и так был высоким. Таким образом, о повышении уровня заботы говорили практически все респонденты на двух этапах исследования.
Исследование также выявило несколько интересных тенденций, например, постепенное изменение отношения к удаленной работе. Если во время эпидемии коронавируса компании стали чаще отпускать работников на «удаленку», то в последнее время наблюдается обратный тренд — и руководство, и сами сотрудники выступают за возвращение в офис. Таким образом, в фокусе оказывается создание комфортного рабочего пространств для персонала, что также входит в сферу ответственности «внутрикома». Впрочем, для сферы IT характерна обратная ситуация. Там компаниям, напротив, оказалось проще перестроить внутренние бизнес-процессы под сотрудников, которые хотят сохранить удаленный режим работы, чем нанимать новый персонал.
Вместе с экономической ситуацией меняется и внутренняя стратегия многих компаний. Для выживания в новых условиях становятся важны гибкость и адаптивность (отметили 52% опрошенных), а также внутренняя эффективность на всех уровнях (указали 65% опрошенных). При этом бизнес стремится создать некую гармонию между достигаторством и комфортом в корпоративной культуре.
Исследование также затрагивает изменение скорости и открытости коммуникаций, новые практики работы с персоналом, трансформацию стиля руководства на фоне актуальной повестки и другие тенденции. Так, с точки зрения открытости опрошенные отметили, что сейчас руководители стараются выстроить более доверительные отношения с командой и внутри нее. В том числе начальники стали более открыто говорить с сотрудниках о рисках и о ситуации в компании в целом.
Исследование агентства состояло из двух частей и включало качественные и количественные методики. Сначала специалисты провели глубинные интервью с вице-президентами по HR, HR-директорами и руководителями департаментов по внутренним коммуникациям и бренду работодателя крупных российских компаний из различных сфер бизнеса: добывающая промышленность, производство и машиностроение, IT, ритейл, фарма, логистика и перевозки, банки и финансовые услуги (в их числе Газпромбанк, «Полюс», «Уралхим» и другие). На основании этих бесед были сформулированы вопросы для анонимного опроса сотрудников сферы HR, в котором приняли участие 109 респондентов. Результаты опроса позволили подтвердить или опровергнуть выводы первого этапа.
Полные результаты исследования будут представлены 25 октября на ежегодной конференции по корпоративным коммуникациям InterComm, а также в телеграм-канале агентства Jobby.
Jobby — это консалтинговое агентство, оказывающее полный комплекс услуг в сфере корпоративной культуры и внутренних коммуникаций. За пять лет работы его клиентами стали более 60 компаний из разных сфер ― от госкорпораций и банков до IT-компаний и спортивных клубов. Подробное описание кейсов и другую информацию о Jobby можно найти на сайте.