Эксперты поговорили с Максимом Тихоновым, обозревателем Business FM Санкт-Петербург, о будущем страны в IT-индустрии, школах программирования, секретах интересного обучения и правильном подборе курсов для детей. Представители РДО на примере «Кибер-университета» разобрали, как следует выстраивать увлекательный образовательный процесс, чтобы дети могли зарабатывать уже с 11 лет.
Собрали для наших читателей главные тезисы обсуждения.
В России наблюдается рост интереса к программированию и дополнительному образованию в этой сфере.
— Очень важно развивать тему IT именно для детей, потому что IT сейчас — передовое направление, которое развивается по всему миру. Все продукты, которые сейчас есть, будут постепенно переходить в IT, — считает Анастасия Вишневская.
При этом сами предприниматели активно инвестируют в развитие школ программирования, понимая важность образования с самого раннего возраста для развития отрасли.
Обучение программированию можно начинать с раннего возраста. Команда Анастасии Вишневской разработала уникальную платформу для обучения детей основам логики программирования с пяти лет, а РДО помогло с реализацией проекта.
Зачастую дети уже в возрасте 2-3 лет — активные пользователи смартфонов и планшетов. Но при этом важно направить внимание в ребёнка в правильное русло, чтобы он не вредил себе как физически, так эмоционально и морально, считают эксперты.
— Я сама мать ребёнка, которому пять лет. Вижу, как ему интересна эта тема: его увлекают планшеты, нравится сидеть в телефоне. Но я также понимаю, что время он проводит бестолку. Поэтому, когда Анастасия пришла в РДО с такой идеей, с уже сформированным бизнесом, конечно же, мы поддержали её, — вспоминает Екатерина Лебедева.
Двери «Кибер-университета» РДО открыты для всех детей. Обучение проходит в настоящем технопарке, где они приобретают практические навыки. При этом дети могут посмотреть изнутри, как выглядит реальная работа в данной сфере.
Образовательные программы построены на геймификации.
— Детям легче воспринимать информацию через игры. На этом и основана наша методика, — подчеркнул Лев Хлебушкин.
Спрос на обучение программированию растёт как со стороны школьников, так и родителей. Каждый четвёртый школьник пятого-восьмого класса хочет обучаться программированию, но не все идут на качественные курсы. Родители должны тщательно выбирать подходящее их ребёнку обучение и обращать внимание на содержание программ, преподавателей и практическую применимость знаний.
— Я бы рекомендовала всё-таки смотреть не просто рекламу на сайте, а написать лично менеджеру школы, попросить программу. Программа должна быть обязательно, чтобы она хотя бы просто была расписана, и желательно не на одной странице. Следует заранее ознакомиться с программой и основными принципами работы. Уточнить у преподавателя, какой у него опыт работы, какое образование. Потому что зачастую настоящих профессионалов, которые готовы заниматься с детьми, просто не хватает, — делится Анастасия Вишневская.
В «Кибер-университете» задействованы люди, которые одновременно и технари, и преподаватели. Они обязательно проходят психолого-педагогическую практику с детьми.
— Мало быть хорошим айтишником, нужно быть хорошим педагогом, — считает Анастасия Вишневская.
При выборе курсов эксперт также рекомендует уточнить про практическое применение, узнать готовые кейсы, пообщаться с кем-то из родителей учеников.
Заточенность под практику очень важна. «Кибер-университет», например, работает на территории «ИнФинТеха», где представлены свыше 50 IT-компаний. После окончания курсов дети могут пройти стажировку в одной из них. Таким образом можно отследить степень усвоения и качество образовательных программ.
Некоторые дети, обучающиеся программированию в школе Анастасии Вишневской, зарабатывают с одиннадцати лет и развивают навыки самопрезентации и продажи своих услуг с раннего возраста. С преподавателями университета дети учатся представлять свои идеи и публично защищать проекты.
В современном образовании наиболее востребованы геймификационные проекты, разработка игр и приложений, а также образовательно-интерактивных проектов. Помимо этого, в «Кибер-университете» детям дают навыки предпринимательства и развивают их мотивацию к достижению больших целей.
«Кибер-университет» работает как с многодетными семьями, так и с детскими домами. Если у кого-то есть потребность получить курс бесплатно — такая возможность существует, отметила Екатерина Лебедева. На территории Центрального района Санкт-Петербурга представлен Фонд Марии Михайловой, который помогает получить образование детям, родители которых не имеют возможности оплатить подобные курсы.
Образовательные программы в школах могут быть устаревшими, но они формируют основу для успешного будущего — дают знание компьютера, компьютерной грамотности. Это важные аспекты, которые закладываются в рамках школьного курса информатики. Необходимо, чтобы программы были интересными и актуальными, а также чтобы преподаватели были квалифицированными и умели заинтересовать учеников.
Программирование поможет детям стать успешными в будущем. В школах его изучение начинается с изучения простых языков, таких как Паскаль и алгоритмический язык. Паскаль помогает заложить основы и сформировать связи, необходимые для общего понимания работы компьютера.
— Качество образования, на самом деле, хорошее. Современность курса зависит от конкретной школы. А вот способ донесения — от преподавателя, насколько ему самому интересно, — отметила Анастасия.
Открытие школы программирования может быть сложным и затратным процессом, но это востребованное и перспективное направление. Эксперты РДО советуют: для успешного развития бизнеса важно стремиться создать качественную образовательную программу, подобрать квалифицированных преподавателей, а также учитывать мотивацию учеников.
В настоящее время существует множество школ программирования, но не все из них предоставляют качественное образование. Нужно обращать внимание на наличие офлайн-площадки, образовательной лицензии, внимательно изучать отзывы, а не верить только красивой обложке. Например, преподаватели курсов «Кибер-университета» проходят три этапа отбора: письменный, личная встреча, а затем обучение, после которого их ждёт экзамен.
— Только после прохождения всех этих этапов я могу устроить к себе человека. У нас серьёзный подход, потому что программированием занимаются многие, но успешно передавать информацию умеют далеко не все, — отмечает Анастасия.
Важно наладить взаимодействие между школами программирования и общеобразовательными школами для создания совместных образовательных программ.
— Хотелось бы увидеть больше взаимодействия между частными IT-школами и школами общеобразовательными, чтобы они строили совместные образовательные программы. И начиная с малых лет любой человек, а не только записавшийся в школу по программированию, получал качественное обучение, связанное с IT, — отметил Лев Хлебушкин.
Главная задача сейчас — вырастить поколение грамотных специалистов. Учитывая, что многие айтишники покинули страну, жизненно необходимо иметь современные школы и давать детям качественное образование, чтобы в будущем России стала передовой державой в сфере IT.