Санкции в Яндексе: симптомы и лечение
Ежегодно крупнейший поисковик Рунета подкидывает оптимизаторам что-нибудь новенькое из штрафов, чтобы не расслаблялись и искали новые возможности. Часто в SEO выигрывает тот, кто находится на грани между «добром» и «злом», в нескольких шагах от границы переспама.
Цель Яндекса — показывать пользователям как можно более качественные ответы на их запросы. Санкциями он старается регулировать качество сайтов на выдаче и пресекать попытки попадания в ТОПы сайтов с помощью накруток.
Разберем, какие виды наказаний существуют у Яндекса, их симптомы и способы выхода.
Манипуляции с текстовыми факторами
Фильтр «Переспам» существует с февраля 2010 года и уже практически не встречается, поэтому в рамках статьи его рассматривать не будем.
Переоптимизация
Достаточно популярный автоматический фильтр, цель которого — наказывать документы за переизбыток использования ключевых фраз или несоответствие страницы ключевым словам, под которые она оптимизирована.
Симптомы
1. Проседание документа по позициям по большинству распределенных на него запросов после апдейта.
2. Запросы теряют примерно 20-30 позиций.
3. Трафик на посадочную страницу сильно падает.
4. Редко, но бывают случаи ручного наложения санкций. При этом в Яндекс.Вебмастере появится уведомление: Способы проверки: воспользоваться методом попарного сравнения документов. Для этого есть бесплатные инструменты от Пиксель Тулс «Проверка на переоптимизацию» и Александра Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра Переоптимизация». Как выйти: уменьшать плотность вхождений в контенте страницы, заголовке Title, атрибутах картинок Alt и Title, а лучше всего полностью поменять контент страницы: Срок выхода: 2-3 апдейта. Появился на свет в 2014 году, но так и не получил за это время собственного имени. Севальневским его называют по фамилии эксперта Дмитрия Севальнева, который первый диагностировал его появление. Симптомы Способы проверки: по методу попарного сравнения документов. При этом нужно анализировать сразу несколько документов по нескольким запросам. Инструмент Александра Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра Переоптимизация» умеет определять данный фильтр: Как выйти: повторить комплекс мер для выхода из-под фильтра «Переоптимизация», при этом также рекомендуют: Срок выхода: 2-3 апдейта. Накладывается в случае, когда у страниц совпадают метатеги Title, Description и текст описания. При этом сниппет может формироваться из различных источников. Наиболее часто такая ситуация встречается у карточек товаров и категорий интернет-магазинов. Симптомы Способы проверки: вбивать запросы, распределенные на исследуемую страницу, с параметром &rd=0 и анализировать результаты выдачи. Также полезно в качестве запроса использовать точную форму заголовка Title. Как выйти: использовать глобальную уникализацию. Срок выхода: 2-3 апдейта в зависимости от количества страниц и скорости их переиндексации. Накладывается на документ за использование SEO-текстов. Цель: понижать в выдаче переоптимизированные страницы и избавить рунет от напичканных ключами бессмысленных текстов. По сути, это всё тот же пост-фильтр «Переоптимизация», но в новой реализации. Название «запросозависимый» он получил за то, что часть запросов с зафильтрованного документа не проседает. Симптомы Способы проверки: проверять наличие фильтра по методу попарного сравнения документов. Проще воспользоваться бесплатным инструментом от Пиксель Тулс «Проверка на переоптимизацию» или Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра Переоптимизация». Как выйти: Срок выхода: 1-2 апдейта. Накладывается на весь сайт за использование SEO-текстов, когда количество нарушений на сайте по мнению Яндекса становится очень велико. Фильтры накладываются, как и снимаются, волнами, отследить которые можно только в специализированных форумах и группах в социальных сетях. Периодичность волн также постоянно меняется. Симптомы Способы проверки: В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Как выйти: провести мероприятия аналогично запросозависимому, за исключением того, что изменения нужно вносить на всём сайте. Закрытие блоков в NOINDEX не поможет. Срок выхода: 2-4 месяца в зависимости от размера сайта и правильности выполненных действий. Фильтр «Ссылочный взрыв» часто упоминается в литературе, но мало кто знает, какие последствия для сайта он несет. Суть его в резком накоплении ссылочной массы, например, в сотни доменов за короткий период. Результатом является обнуление эффекта ссылок на ранжирование вашего сайта. В связи с появлением других фильтров такая ситуация маловероятна. Как и хостовый Баден-Баден, Минусинск накладывается на весь сайт целиком. Причина: чрезмерное использование SEO-ссылок для продвижения. Яндекс утверждает, что может определять, является ли ссылка коммерческой (купленной, неестественной) в 96% случаев. При накоплении критической массы таких ссылок накладывается фильтр. Безопасным является порог в 200 ссылающихся доменов. При наличии большого количества естественных ссылок этот порог можно увеличить. Симптомы Способы проверки: в Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Как выйти: наиболее короткий путь к выходу из-под фильтра — максимально быстрое снятие коммерческих ссылок на сайт. Если есть доступы к биржам и нужным кампаниям — отлично! Это ускорит процесс. Срок выхода: от 1 до 4 месяцев в зависимости от количества ссылок и скорости их снятия. Цель фильтра — борьба с покупной ссылочной массой. Его характерное отличие от других санкций — воздействие не на сайт пользователя, а на конкретные внешние ссылки. Если алгоритмы Яндекса считают ссылку спамной, она не учитывается в ранжировании. Другими словами — это «выкинутые деньги». При этом Яндекс принимает решение на анализе пары «Донор» — «Анкор», где «Донор» — это сайт, с которого ставится ссылка, а «Анкор» — текст ссылки. Симптомы Заметить отсутствие влияния конкретной ссылки довольно сложно. Есть специальные техники диагностики, работает ли ссылка или нет. Способы проверки Существующие способы имеют ряд ограничений — когда выявить, находится ли ссылка под Непотом, невозможно: В этом случае можно воспользоваться инструментом от Пиксель Тулс «Проверка на Непот», т.к. в ручную проводить проверки трудоемко. Как выйти: случаев выхода ссылки из-под фильтра не было. От смены анкора санкции не снимаются. Наказывает за излишние манипуляции с внутренней перелинковкой. Часто накладывается в ручном порядке сотрудниками антиспама Яндекса. Причины: Симптомы Способы проверки: при подозрении на фильтр имеет смысл обратиться в службу поддержки. Как выйти: в случае подтверждения со стороны поддержки, необходимо ликвидировать спамные блоки, отправить нужные страницы в «Переобход страниц» и ещё раз написать в поддержку. Срок выхода: от 1 месяца. Одно из самых жестоких наказаний. Карается за попытки накрутки поведенческих факторов с помощью специализированных бирж. Например, за регулярные переходы по ключевым словам из Яндекса и выполнения на сайте целевых действий по шаблонным методикам. Симптомы Способы проверки В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Также о факте наложения санкций можно узнать, написав в службу поддержки Яндекса. Однако стоит учитывать, что данные методы проверки не являются 100% гарантией отсутствия санкций. Часто бывает, что про фильтр не скажет ни Я.Вебмастер, ни поддержка Яндекса. Как выйти: Бывают случаи накрутки конкурентов, поэтому мониторингом не стоит пренебрегать. Срок выхода: от 6 месяцев. Сразу имеет смысл задуматься о смене домена, если это возможно. Присутствие на сайте большого количества рекламы, а в особенности агрессивной (попандеры, кликандеры и другие) может стать причиной наложения фильтра. Ключевым фактором является раздражение пользователей, что отражается на поведенческих метриках сайта. Симптомы Способы проверки В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Как выйти: Срок выхода: 1-2 недели. Яндекс стремиться ограничивать показ сайтов с неприличным контентом по приличным запросам. Необходимо следить за наличием на сайте контента 18+, ненормативной лексики, ссылки на adult-сайты. Симптомы Сайт исчезает из выдачи Яндекса по коммерческим и инфозапросам, кроме «взрослых» запросов. Способы проверки Можно попробовать поискать сайт, отключив фильтрацию страниц в настройках поиска: Опции довольно сложно найти: Настройки -> Поиск -> Результаты поиска. Как выйти: Срок выхода: до 1 месяца. Фильтр наказывает низкокачественные сайты и сайты, активно торгующие внешними ссылками. Так сказать, оборотная сторона Минусинска. Симптомы Способы проверки В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Как выйти: — удалить бессмысленные статьи с сайта — проработать оформление контента — сменить хостинг — провести технический аудит и исправить проблемы — добавить качественный уникальный контент Срок выхода: от 1 до 3 месяцев. Фильтр, появившийся в начале августа 2022. Его цель — убрать из выдачи сайты, которые копируют (мимикрируют) под другие популярные ресурсы. В результате в ТОПе должны остаться только оригинальные сайты известных компаний, брендов или организаций. Симптомы Способы проверки В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Как выйти: К сожалению, при наложении санкций Яндекс не сообщает, под какой именно сайт мимикрирует ваш ресурс. Это придется выяснять самостоятельно. Если ваш сайт попал под фильтр «Мимикрия», то стоит удостовериться, что он не попадает под следующие критерии: Чтобы избавиться от фильтра, нужно доказать, что ваш ресурс полезен для пользователей и не вводит их в заблуждение, а также не пытается монетизировать чужой навигационный трафик. Для этого может потребоваться сменить визуальное оформление сайта, убрать страницы, оптимизированные под чужие навигационные запросы, добавить больше полезного функционала и т.п. После внесения правок написать в поддержку и нажать кнопку «Я все исправил» в Яндекс.Вебмастере. Яндекс.Справка сообщает, что если сайт похож на оригинальный ресурс известного бренда или компании, но не стремится ввести пользователей в заблуждение, а также приносит пользу, то санкции к нему применяться не будут. Срок выхода: до 1 месяца. Клиджекинг — это метод обмана пользователей, основанный на размещении невидимых элементов, покрывающих собой всю страницу или отдельный объект на ней. При клике на такие невидимые элементы происходит выполнение определенного сценария не по воле пользователя. К таким сценариям может относиться манипуляция целевыми действиями и поведенческими метриками, похищение личных данных посетителей и т.п. Фильтр за кликджекинг был введен Яндексом ещё в 2015 году. Симптомы Способы проверки В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление: Как выйти: Срок выхода: до 1 месяца. Задача фильтра аффилиатов — не дать сайтам одной компании по одинаковой тематике монополизировать ТОП выдачи в регионе. Поэтому если у вашей компании есть несколько сайтов по разным направлениям деятельности или в одной тематике, но по разным регионам, то бояться нечего. При наложении фильтра Яндекс зачастую оставляет в выдаче только один сайт из группы, остальные же ресурсы пессимизируются. Ранее пессимизированные ресурсы полностью скрывались из выдачи (уходили из ТОП-100). Сейчас же при наложенном фильтре просадка может быть около 30-40 позиций. Также бывают случаи, когда оба сайта, попавшие под фильтр, можно найти в ТОП-10 одновременно. Но это относится только к некоторым типам запросов, например, навигационным или с топонимом. Симптомы Способы проверки: Как выйти: Существует два типа наложения фильтра аффилиатов: 1. Ручной — по чьей-то наводке 2. Автоматический — по срабатыванию алгоритма. Является наиболее распространенным. Чтобы его снять, необходимо устранить все пересечения между ресурсами. Ключевые факторы аффилированности: Для снятия ручного фильтра также нужно устранить все пересечения по факторам аффилированности. Затем потребуется написать в поддержку Яндекса, приведя достаточное количество аргументов, которые смогут доказать вашу обособленность от другой компании. Срок выхода: от 1 месяца. Мы рассмотрели наиболее популярные виды санкций Яндекса, знание которых поможет вам сэкономить время и деньги. Желаем удачи в SEO-борьбе, и пусть качество вашего сайта будет держать фильтры Яндекса на расстоянии! Если вам нужна помощь с выходом из-под санкций, скорее пишите нам в личные сообщения или на почту sales@altera-media.com. Подписывайтесь на нас в Telegram, чтобы не пропустить выход новых статей. А еще мы делимся последними трендами и новостями digital-маркетинга, полезными чек-листами и лайфхаками.

«Новый», или «Севальневский» фильтр

Как отслеживать здоровье своего сайта и контролировать все изменения — читайте в чек-листе
Фильтр на одинаковые сниппеты
Баден-Баден запросозависимый (младший брат)
Баден-Баден хостовый (старший брат)

Манипуляции со ссылочными факторами
Минусинск

Непот-фильтр (внешний)
Непот-фильтр (внутренний)
Манипуляции с поведенческими факторами:
Фильтр за накрутку поведенческих факторов

Другие фильтры:
Фильтр за назойливую (избыточную) рекламу

Фильтр за «взрослый» контент (Adult-фильтр)

АГС (низкое качество сайта, продажа ссылок)

Мимикрия

Фильтр за кликджекинг

Фильтр аффилиатов