Как облачные технологии могут помочь маркетплейсам: используем опыт ритейла
По данным на 2021 год, около 60% российских компаний из сферы ритейла уже внедрили облачные технологии в свою работу. Чаще всего в облако переносят интернет-магазин, приложение и всю связанную с ними инфраструктуру. Но четверть ритейлеров также хранят в облаке свои внутренние IT-ресурсы, такие как финансовые, учетные, ERP- и CRM-системы. Облачные технологии также дают доступ к сервисам для обеспечения информационной безопасности, возможности для резервного копирования данных. Наконец, 7% ритейлеров тестируют в облаке новые IT-решения, чтобы быстрее выводить их на рынок.
Маркетплейсы — это, с одной стороны, тоже ритейлеры, с другой — площадки со своей собственной спецификой. Они, конечно, также используют облачные технологии. Например, в 2019 году Ozon решил перенести данные маркетплейса на Yandex.Cloud — это было связано с тем, что сервис хотел лучше выдерживать повышенные нагрузки во время пиковых сезонов, таких как Новый год и «Черная пятница». В облаке, конечно, расположена не единственная копия данных — это, можно сказать, тестовый плацдарм, где происходит разработка и отладка сервисов.
Я занимаюсь интеграцией облачных технологий в бизнес компаний из самых разных отраслей, в том числе ритейла. Мне удалось заметить определенные сценарии использования облака, которые могли бы быть полезны в том числе для маркетплейсов — но, возможно, пока не используются их создателями из-за того, что инфраструктура такой площадки гораздо сложнее, чем у обычного интернет-магазина. Так в какую сторону стоит смотреть маркетплейсам в вопросе интеграций процессов в облако?
Ценовая политика
На сегодняшнем конкурентном рынке цена — один из наиболее важных факторов для принятия решения о покупке. Особенно на маркетплейсах — именно туда люди часто идут в поисках самой лучшей цены.
Ритейлеры обычно используют облачные технологии, чтобы хранить и обрабатывать максимальное количество информации о ценах в сочетании со спросом и предложением. Какие цены у конкурентов? А как выглядит исторический ценовой тренд? Сервисы, которые предоставляют облачные компании, подготавливают эти данные в удобном виде для дальнейшего использования дата-аналитиками. Более того, есть возможность автоматически обновлять цены во всех магазинах, онлайн и офлайн.
В случае с маркетплейсами все сложнее — ведь там размещают свои товары десятки, сотни, тысячи разных компаний. Каждый продавец сам назначает свои цены. Как облачные технологии тут могут пойти на пользу маркетплейсу?
Например, они могут предоставлять данные и даже умную аналитику для продавцов. На основе информации о конкурентах площадка может рекомендовать диапазон цен или лучшую цену, предсказывать, как могут измениться продажи при проведении акций со скидками. Такой бонус может сильно повлиять на лояльность продавцов — они с большей вероятностью останутся на том маркетплейсе, который активно помогает им выстраивать ценовую политику.
Работа со складом
В ритейле это из самых проблематичных областей. Для бесперебойной торговли нужно постоянно обновлять информацию о том, что есть в наличии в офлайн-магазинах, что доступно для онлайн-продажи, а каких товаров нет вовсе. Облачные технологии тут выручают: они позволяют в реальном времени следить за передвижениями продукции.
В случае с маркетплейсами ситуация становится еще более сложной. Здесь в логистическую цепочку склад-магазин-покупатель добавляется еще одно звено: продавец. Точнее, продавцы — и их огромное количество. Нужно еще учитывать, пополнила ли каждая компания вовремя запасы своей продукции на складе, чтобы маркетплейс мог отгрузить товар клиентам.
Хранить и обрабатывать всю эту информацию удобнее всего в облаке — в первую очередь потому, что оно позволяет делать мгновенный апдейт. К тому же, значительная часть тех, кто торгует на маркетплейсах — это малый бизнес и индивидуальные предприниматели. Они часто решают вопросы с отгрузкой своих товаров между задачами на основной работе или, например, забирая детей из садика. С помощью удобных облачных приложений можно делать все это с телефона, и информация тут же уйдет маркетплейсу. Для продавца это означает отсутствие простоев, для маркетплейса — актуальную информацию о наличии, которая трансформируется в большее число продаж и большую выручку.
Персонализированные рекомендации
Обычные интернет-магазины вовсю используют персонализированные рекомендации, чтобы предлагать покупателю дополнительные товары и увеличивать средний чек. Правда, чтобы они были достаточно точными, бывает недостаточно простой истории покупок — нужно объединить информацию из разных источников. И тут снова может быть удобно воспользоваться облачным сервисом, который интегрирует все нужные данные, очистит их и уберет дублирующуюся информацию.
Маркетплейсу это еще более актуально. Если, например, на сайте зоомагазина вы покупаете только корм и наполнитель для кошки, простейшего алгоритма хватит, чтобы понять, что предложить вам дополнительно в этом чеке или при следующей покупке. На маркетплейсе вы сегодня могли купить свечу, завтра — костюм на Хэллоуин, через месяц — горные лыжи. И как тут строить рекомендации? Нужен доступ к максимальному количеству данных, которые можно легально собрать — и удобнее всего это делать через облачные сервисы.
Всем, наверно, знакома история, когда вы не можете выбрать фильм для просмотра вечером после работы. Популярные стриминговые сервисы часто предоставляют рекомендации в зависимости от того, что вы смотрели раньше. Также они могут учитывать результаты опросов и другие данные, которые вы оставили в интернете. Но список рекомендаций бывает таким длинным, что это не слишком сужает выбор — наоборот, может сбивать с толку еще больше, потому что все варианты кажутся привлекательными. На маркетплейсе фильмов и сериалов intv.com мы с помощью облачных технологий сделали рекомендательный сервис, который реализован необычно: пользователь нажимает кнопку «Мне повезет» и получает только один вариант фильма для просмотра. Чем не конкурентное преимущество в нынешнем мире изобилия?
Безопасность данных
Ритейл — одна из тех отраслей, где данные генерируются ежесекундно. И это достаточно чувствительные данные — там и телефон, и адрес человека, если он пользуется доставкой до двери, и все предпочтения клиента как на ладони.
Все мы помним печальную историю, связанную с утечкой данных «Яндекс.Еды» в марте этого года. На сайте с утекшей информацией можно было ввести свою фамилию и увидеть, на какой адрес вы заказывали еду, что именно и в каком количестве. И если пищевые предпочтения — не такая уж секретная и важная информация, то вот адрес, а также позже появившиеся данные о номере авто, месте работы и так далее — уже совсем другое дело.
Любой, даже небольшой интернет-магазин, должен следить за безопасностью данных. Что уж говорить о маркетплейсах, которыми люди пользуются в среднем чаще, заказывают там больше — а значит, и больше чувствительной информации может утечь в сеть. Провайдеры облачных технологий предоставляют многоступенчатую систему защиты, включая многочисленные фаерволы и шифровку данных — воспользоваться этой инфраструктурой может быть проще и надежнее, чем строить собственную систему безопасности.
Итак, какие бонусы получает маркетплейс, воспользовавшись облачными сервисами?
- Снижение затрат. Не нужно поддерживать собственную IT-инфраструктуру, обновлять софт и менять железо — обо всем этом позаботится провайдер облачных технологий.
- Повышение лояльности покупателей. Они получают самые актуальные рекомендации, верную информацию о том, какие товары есть в наличии — а значит, выше вероятность, что вернутся за следующей покупкой именно на этот маркетплейс.
- Повышение лояльности продавцов. Компании тоже выигрывают: для них есть точные и полезные рекомендации по ценовой политике, удобные инструменты для работы со складом. Это помогает удерживать продавцов на своей площадке. Конечно, компании могут работать сразу с несколькими маркетплейсами, но малому бизнесу и ИП бывает сложно совмещать такую работу — поэтому они часто выбирают одну площадку, которая предоставляет самый удобный сервис.
- Информационная безопасность бизнеса. Возможно, разовая утечка данных пользователей и не уничтожит маркетплейс. Но вот если какая-нибудь хакерская атака приведет к тому, что вся инфраструктура и данные будут удалены/испорчены, это может означать крах бизнеса. Или, как минимум, огромные издержки на восстановление. Хранение данных в облаке, резервное копирование всего и дополнительная защита информации помогут снизить вероятность такого исхода — а если информационная катастрофа все же произойдет, будет куда легче справляться с ее последствиями.