Made in Russia. Переориентация российского спортивного ритейла на отечественных производителей

Когда мир стоит на пороге глобальных экономических перемен, особенно важна гибкость бизнеса и его способность адаптироваться к новым реалиям. Отечественный спортивный ритейл не является исключением. Подробнее о ситуации рассуждает руководитель отдела маркетинга компании-дистрибьютора спортивной одежды, обуви и аксессуаров Lestate и бренд-менеджер торговой марки Rank Илья Комиссаров.
До 2022 года рынок спортивного ритейла в России демонстрировал стабильный рост. На нем присутствовали как крупные международные бренды, такие как Adidas, Nike и Puma, так и популярные российские бренды, такие как Bosco Sport и Forward. Работа происходила через представительства брендов, либо через официальных дистрибьюторов. Спрос на спортивную одежду и оборудование поддерживался повышенным интересом к здоровому образу жизни, фитнесу и спорту. Трансформация ритейла с физических магазинов на онлайн-площадки началась начале 20-x , и пандемия COVID-19 еще больше ускорила этот процесс, увеличивая продажи через интернет-магазины и популярные платформы электронной коммерции. В целом рынок характеризовался высокой конкуренцией и предложением разнообразных товаров спортивного сегмента.
Текущая ситуация на рынке спортивного ритейла в России
Последние годы стали переломными. В результате внешних вызовов значительно уменьшились поставки товаров зарубежных брендов, что привело к поиску новых подходов к ведению бизнеса. Статистика нашей компании показывает рост интереса покупателей к продукции российских производителей, что обусловлено стремлением к повышению экономической независимости от продукции зарубежных брендов. За последний год запросы на покупку российских брендов выросли в несколько раз, а многие компании видят возможности для запуска новых торговых марок, таких как Rank, VR, Red Fox, Euphoria и другие.
С точки зрения дистрибуции основное большинство отечественных брендов выходят напрямую к покупателю через маркетплейсы, собственные сайты или в собственной и партнерской рознице. Например, Red Fox торгуется в собственном магазине, а Rank в партнерской сети Sport Point.
Плюсы и минусы работы с российскими производителями
Поддержка отечественных производителей — это не только патриотический акт, но и определенная экономическая выгода для любого канала дистрибуции. Сотрудничество с местными компаниями позволяет сократить логистические расходы и упростить систему поставок. Более того, мы получаем возможность напрямую контролировать качество выпускаемой продукции, что ведет к более быстрому и точному реагированию на запросы рынка. Например, мы имеем возможность «довыпустить» партию продукции при увеличении спроса на позиции. Кроме этого, если локализация производства большая, работая с российским производителем мы получаем курсовую и политическую стабильность, что в нынешние времена очень важно для бизнеса.
Ожидаемые трудности. Переход к работе с отечественными производителями наполнен вызовами: от налаживания стандартов качества до расширения ассортимента и внедрения инноваций в производство. Главные из них сейчас — технологическое оснащение локальных производств, качество продукции и сырья и, по моему мнению, разработка нового продукта. В последнем случае появляется дополнительная задача — поиск квалифицированных кадров для разработки инновационных продуктов, что осложняется при узкой специализации производства. Для разработки технологичной спортивной одежды и обуви, например, ключевым фактором успеха может стать сотрудничество с университетами и научными центрами.
Отдельный вызов для российского ритейла и производителей — это зимний ассортимент. Качественные зимние куртки и обувь делались многими мировыми брендами исключительно под Россию и ее климат. Найти им альтернативу — непросто. И, как показывает практика нашей компании, экспортный потенциал остается высоким, т.к. в России сохраняется запрос на зарубежные мировые бренды, и не только на зимний ассортимент.
Возможности для отечественных производителей
С учетом возросшего спроса на продукцию для здорового образа жизни, фитнеса и спорта, а также нарастающего интереса к национальным брендам, российские компании имеют возможность расширить свою долю на внутреннем рынке. Улучшение качества продукции через внедрение новых технологий, инновационные материалы и дизайн повысят их конкурентоспособность. Сотрудничество с российскими дизайнерами и разработчиками поможет создавать уникальные и привлекательные коллекции, сочетая моду и функциональность, что также может быть эффективным способом привлечения новой аудитории.
Развитие российского ритейла в условиях акцентирования на национальном производстве открывает широкие перспективы для рынка. Замещение импорта и интеграция местных брендов в мультибрендовые сети стимулируют индустрию и разнообразие выбора. Несмотря на стадию зачаточного развития и значительный потенциал, отрасль сталкивается с проблемами: необходимо модернизировать производство, обеспечить качественное сырье и повысить стандарты товаров. Решение этих задач определит будущее рынка, а также устойчивость и конкурентоспособность российских брендов на международном уровне.