Как вырасти из новичка в востребованного профессионала?
Но старт всегда начинается с тернистого пути новичка, который ничем подобным не обладает. И очень часто этот путь быстро заканчивается. Так как же стать тем, кем вы себя представляли?
Помните одно: когда вы специалист, который работает на фрилансе, то, по сути, являетесь компанией в виде одного человека, и должны будете объединить в себе множество функций, чтобы стать востребованным профессионалом.
Как вырасти из новичка в востребованного профессионала, расскажет Константин Кочев — маркетолог, основатель компании Kochev Marketing.

Что нужно специалисту, чтобы быть успешным?
Качественный продукт
Если мыслить стратегически, то качественный продукт — это основа стабильного роста, появления сарафанного радио и залог того, что вы станете по-настоящему востребованным. Что для этого нужно?
— Опыт. Как его приобрести? С помощью активной работы. На начальном этапе придется оказывать услуги практически всем подряд и на не очень выгодных условиях, так как пока у вас нет ни кейсов, ни отзывов, ни личного бренда — ничего. Но относитесь к этому с позитивом, воспринимайте просто как одну из ступеней к успеху. Старайтесь делать больше, беритесь за сложные и непонятные задачи — только так вы будете прокачивать себя.
— Энтузиазм. Помните о своих целях и предпочтениях. Развивайте только то направление, которое вам реально нравится, к которому лежит душа. Потому что всегда будут сложности, будут периоды упадка — и если вы будете заниматься нелюбимым делом, то такие периоды могут полностью погубить вашу деятельность. Внутренний огонь любви к профессии должен всегда уметь разжечь заново интерес и энтузиазм в любой ситуации.
— Обучение. Всегда обучайтесь своей деятельности. Следите за новостями, трендами, конкурентами, читайте книги, покупайте курсы — делайте все возможное, чтобы постоянно тестировать идеи, подходы, получать новый опыт и навыки, которые сможете применить во благо клиентов. Обучение — это самая надежная и высокорентабельная инвестиция. Инвестиция в себя, которую невозможно потерять — она всегда останется с вами и в любой момент может помочь капитализировать собственные таланты и умения.
Маркетинг и продажи
Эти составляющие являются основой стабильного денежного потока в компанию или к специалисту-фрилансеру. Поэтому стоит уделить им особое внимание. Без развития маркетинга и продаж чаще всего путь к финансовому росту закрыт. Что делать?
1. Развивайте личный бренд
Один из трендов современного времени — это открытость тех, кто продает товары и услуги. Даже компании все больше и больше показывают внутренние процессы, какие люди у них работают, что и как они делают. Первые лица начинают вести блоги, чтобы клиенты видели, кто является основателем и стоит за брендом. А уж отдельному специалисту и подавно надо работать над тем, чтобы люди могли понять, с кем будут потенциально иметь дело. У вас должны быть аккаунты в популярных социальных сетях, мессенджерах, где вы делитесь своими мыслями, идеями, результатами работы, описываете, чем можете помочь, как преодолевали какие-то сложные профессиональные ситуации и т.д.
2. Заведите профессиональный блог, желательно в виде отдельного сайта
Пишите в нем экспертные статьи. Во-первых, это позволит вам досконально разобраться в любой теме, ведь есть правило: «хочешь действительно в чем-то разобраться — научи этому кого-то другого». Подготавливая любую статью, вы прочтете еще десяток материалов по теме и укрепите свои знания. Во-вторых, с течением времени у вас будет появляться целевой трафик из поисковых систем, который может конвертироваться в клиентов.
3. Используйте любые другие площадки и способы, где сможете дотянуться до вашей потенциальной целевой аудитории
Написали статью? Сделайте видеоролик на тему статьи и выложите на Youtube. Есть видеоролик? Разделите его на фрагменты и выложите в Reels или клипы Вконтакте. А потом вырежьте аудиодорожку из видеоролика и выложите ее на платформу подкастов.
4. Ходите на различные мероприятия: форумы, конференции — и знакомьтесь с людьми
Проявляйте активность в коммуникации — рассказывайте, в чем вы специалист, чем можете помочь. Таким образом вы найдете коллег, которые могут поделиться опытом, идеями или клиентами, например, если они работают в смежной сфере — партнёрские отношения, основанный на взаимной выгоде, обычно очень крепкие.
5. Становитесь специалистом в узкой сфере
Обычно, чем сложнее ниша, тем ценнее и дороже специалисты в ней. Я не рекомендую сразу становиться узким специалистом, так как вначале вы не будете суперпрофессионалом, а объем потенциальных клиентов сильно снизится — и они могут идти к тем, кто пока выше вас уровнем, и у кого сильнее прокачан маркетинг в этой узкой нише. В целом, на старте неплохо бы попробовать больше поднаправлений, чтобы разобраться с тем, что вам больше нравится. Но с течением времени «нишевание» является хорошим инструментом для роста в узкой и востребованной сфере.
6. Покупайте рекламу на самих себя
Когда у вас уже есть опыт, кейсы, отзывы, то реклама является отличным и быстрым источником потенциальных клиентов для дальнейшего прогресса. Вы сможете перераспределить время, которое тратили на поиск заказчиков с помощью бесплатных источников, на реализацию задач от новых клиентов, пришедших по рекламе. Таким образом, вы продолжите свой профессиональный рост и рост клиентской базы.
Систематизация/Делегирование
В какой-то момент у вас появится много заказчиков, много процессов, и будет возникать хаос, ощущение бесконечной работы и при этом небольшого, на ваш взгляд, дохода. Самое время наводить порядок для следующего этапа роста.
— Фокусируйтесь на «своих» клиентах. В данном случае я имею в виду тех, которые подходят по вашим критериям. Вы уже можете не брать всех подряд, а работать на взаимовыгодных условиях, учитывая, например, оплату вашего труда, формы и комфорта взаимодействия, перспективы сделать хороший кейс или расширить круг знакомств. Для старых клиентов озвучивайте новые условия и не бойтесь, что часть из них не продолжит сотрудничество.
— Систематизируйте свои процессы. Как минимум, собственный рабочий день. Уделяйте время разработке стратегии, планированию, формировамию ключевых показателей роста для самого себя, контролю их выполнения и др.
— Создавайте команду. Для дальнейшего масштабирования я рекомендую привлекать сотрудников, делегируя им рутинные задачи, и использовать специалистов из тех областей, где вы обладаете слабыми навыками. Именно команда позволит увеличить объем отгружаемых результатов, рост клиентской базы и денежный поток. Да, она принесёт и дополнительных хлопот — не без этого, но именно через неё будет основное развитие.
Важно учитывать, что путь от новичка до востребованного профессионала — это комплексная работа по многим направлениям. И она не ограничивается часто произносимым заблуждением «будь просто хорошим специалистом в своей сфере — и успех гарантирован».