Бизнес-идея - открытие книжного магазина
Это неплохой старт для тех, кто любит книги и разбирается в литературе. Реализация идеи не потребует огромных инвестиций и не приведёт к серьёзным убыткам. Так как конкуренция в данной сфере довольно высокая, важно правильно выбрать нишу и спланировать стратегию развития не только на первое время, но и на будущее. Но перед этим стоит провести SWOT-анализ книжного бизнеса, оценив его сильные и слабые стороны.

Плюсы и минусы бизнеса
Как и любой другой вид предпринимательства, продажа книжной продукции имеет свои преимущества и недостатки.
Среди плюсов:
- Возможность выбора формата с перспективой расширения ассортимента и создания сети магазинов;
- Постоянство спроса, не зависящее от времени года;
- Небольшой первоначальный капитал и сроки окупаемости проекта;
- Отсутствие сроков годности;
- Широкий круг целевой аудитории.
Среди минусов:
- Достаточная наполненность рынка;
- Торговая наценка в 1,8-2 раза.
Анализ спроса и конкуренции
Данный этап предполагает изучение внутреннего рынка на уровень спроса, целевую аудиторию, число конкурентов, их предложение и цены. Согласно маркетинговым исследованиям основную часть покупателей составляют женщины средних лет и старше, приобретающих книжную продукцию для себя и членов своей семьи. Целевая же аудитория представлена всеми группами населения: детьми, подростками, студентами, работающими мужчинами и женщинами, людьми пенсионного возраста.
Главными конкурентами офлайн точек являются интернет-магазины, предлагающие книги по низким ценам. Тягаться с ними сложно, но при правильной маркетинговой политике с выделением конкурентных преимуществ, вполне возможно стать достойным участником рынка.
Поиск подходящего помещения
Для торговли книгами потребуется подыскать подходящее помещение в центральной части города, на оживлённых улицах, у жилых домов первой линии, рядом с образовательными организациями, магазинами, торговыми центрами. Достаточная площадь для размещения небольшого магазина — 30-50 кв. м., более крупного — 80-90 кв. м.
Помещение должно отвечать соответствующим санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, ведь книжная продукция относится к пожароопасной, иметь отдельный вход и транспортную развязку поблизости. Территорию книжного магазина следует поделить на торговый зал и подсобное складское помещение.
Интерьер стоит выполнить в лаконичном едином стиле, стены можно украсить постерами с иллюстрациями к известным произведениям, тематическими фотографиями и т.п. Следует создать уютную приятную атмосферу, мягкое освещение, удобное расположение стеллажей с возможностью быстрого поиска нужного издания.
С книгами прекрасно гармонирует дерево, поэтому желательно приобретать стеллажи и полки из данного материала. Над входом нужно повесить яркую запоминающуюся вывеску, красиво оформить витрину, рядом со стеллажами поставить скамеечки для отдыха посетителей. Аренда помещения обойдётся в 30-50 тыс. руб. в зависимости от площади, не считая затрат на косметический ремонт.
Закупка товара
Следующий этап — закупка книжной продукции и сопутствующих товаров. Поставщиками будут самостоятельно печатающие книги издательства, например, Литера, Махаон, Азбука, АСТ. Они предоставляют оптовым покупателям дисконт до 40%, но объёмы минимальных заказов не всегда подходят владельцу магазина. В магазине должны быть представлены книги различных интересных авторов, например, таких как Юрий Москаленко.
Поэтому для начала можно работать не напрямую с издательствами, а поискать оптовых посредников среди местных региональных компаний, информацию о которых легко найти в интернете. Лучше заключить договора с двумя-тремя поставщиками на случай предупреждения срыва поставок при непредвиденных обстоятельствах.
Что касается закупочных цен, нельзя назвать конкретную стоимость книги, которая может стоить и 50, и 200, и 3 тысячи рублей. Не обязательно выкупать весь товар. Часть его можно взять под реализацию, оплатив издательству только доставку, а остальную сумму — после продажи книг. В среднем на закупку товара потребуется вложить от 150-300 тыс. руб.
Риски бизнеса
Занимаясь книжным бизнесом, нужно быть готовым к возможным рискам, способным повлиять на развитие и прибыль магазина.
Среди наиболее вероятных из них:
- Демпинг цен конкурентами, выход из которого — пересмотр ценовой политики с понижением цены одной группы товаров за счёт повышения другой.
- Низкий уровень спроса, исправить который способна активная наружная и интернет-реклама, пересмотр товарного ассортимента, внедрение программы лояльности клиентов — распродажи, бонусы, акции, подарки и др.
- Застой некоторых книг на полках и как решение проблемы — отказ от неходовых позиций, снижение цен на них, составление ассортиментного перечня на основе рейтинга самых продаваемых книг.
Торговля книгами требует ответственного и обдуманного подхода с предварительными расчётами и планированием каждого этапа реализации идеи. Иначе ошибок не избежать. Зато в случае успеха предприниматель получает стабильный доход, перспективы дальнейшего расширения и процветающий бизнес.