Помогает и нужна ли «удаленка» в логистике
«Удаленка» — одно из решений, которое помогает, например, сэкономить на аренде офиса или бухгалтерских услугах, которые можно передать на аутсорс. Так ли это, рассказали руководители «Скиф-Карго», «Логистик-Авто», «Да-транс», NC Logistic и ПЭК.
Логистика должна любить «удаленщиков»
В связи со сложившейся ситуацией на рынке многие компании пошли по пути оптимизации расходов в части найма персонала «на удаленке», чтобы платить заработную плату не по московским ценам, а региональным. Например, нанимать колл-центр в регионах, где стоимость рабочего часа существенно ниже.
По данным платформы онлайн-рекрутинга hh.ru с января по октябрь 2024 года включительно было опубликовано почти 522 тыс. вакансий в категории «перевозки, логистика, склад, ВЭД», из них только 3% можно было рассмотреть «удаленщикам» (почти 18 тыс. вакансий). Годом ранее этот процент был выше на один пункт — в 2023 году было опубликовано почти 484 тыс. вакансий, из них почти 21,5 тыс. (4%) предполагали режим «удаленки». Еще раньше — в 2022 годом наоборот — только 2% из 345 тыс. вакансий в данной категории предполагали удаленную работу (6 355 вакансий).
По мнению, Романа Судоргина, основателя портала по грузоперевозкам Main Transport, исторически логистика является одной из наиболее подготовленных для удалённой работы отраслей. Логист находится в своём офисе в Саратове, заказчик в Москве, груз ждёт перевозки из Красноярска в Норильск, а водитель, который повезет этот груз, заканчивает предыдущий рейс где-то на просторах России. Все коммуникации в данном случае происходят с использованием различных средств связи, и большая часть участников перевозки лично не встречается.
Тем не менее, транспортные компании пока готовы доверить удаленным сотрудникам только обеспечивающие функции, такие как колл-центры, бухгалтерия, документооборот. Профильным сотрудникам разрешается в лучшем случае гибридный формат работы (его скорее следует отнести к работе в офисе, поскольку он налагает ограничения на место проживания работников).
В этом они схожи с крупными IT-корпорациями, после коронавирусных ограничений возвращающими сотрудников в офис. Похоже к эффективности удалённых сотрудников, составляющих ядро компании, возникают вопросы.
Но любит ли?
Сергей Масовец, генеральный директор «Логистик-Авто», рассказал, что в компании «удаленку» используют как инструмент по поиску наиболее подходящих сотрудников. В сложившемся кадровом дефиците легче найти сотрудников по всей России, чем в городе, где ты находишься.
Во-вторых, есть должности, которые действительно помогают оптимизировать расход. Например, отдел квалификации (первичная обработка заявок) полностью находится на удаленке. Не нужно тратить дополнительные средства на рабочее место в офисе и расширение офисного пространства. Тем более, что бизнес-процессы не очень сильно зависят от формата работы. В «Логистик-Авто» есть отделы, которые полностью работают на удаленке, а есть — только офисные сотрудники.
«Можно сказать, что эти изменения на работу компании в принципе никак не повлияли. Единственное, должности, которые публикуются на удаленке, закрываются намного быстрее. И в формате „удаленки“ можно построить более гибкий график работы, используя разницу часовых поясов», — добавил Сергей Масовец.
Сергей Чернов, генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», уверен, что перевод на «удаленку» или найм персонала в регионах в целях экономии были актуальными до 2022 года, когда уровень зарплат в двух столицах и в регионах отличался. Потом ситуация изменилась — зарплата в регионах, конечно, не сравнялась с московской, но существенно выросла.
«Мы пробовали оптимизировать зарплаты таким образом, но это не такая простая задача, потому что по такому пути пошли многие компании-гиганты. В результате, ФОТ на рынке труда изменился и конкурировать стало сложнее. В результате, большой оптимизации не получится, а качество может снизится. Мы решили, что оптимизацию лучше осуществлять через автоматизацию процессов», — отметил Сергей Чернов.
А вот в компании «Да-Транс» считают, что «удаленка» — это не выход.
«Перевод на удаленку — крайне сомнительный шаг для сокращения издержек. Люди на удаленке выпадают из корпоративной культуры, теряется чувство сопричастности и снижается продуктивность. Нередко после этого сотрудники покидают компанию и приходится возвращаться к дорогому найму. Мы предпочитаем гибридный формат работы, который никак не помогает нам экономить, но здорово повышает лояльность сотрудников. Периодическая работа из дома не отражается негативно на результатах сотрудников. Важен баланс — пара дней дома, остальные — в офисе. Тогда и командный дух в порядке, и определенная толика свободы присутствует», — отметил генеральный директор «Да-Транс» Павел Янченко.
Он рассказал, что летом текущего года в «Да-Транс» провели эксперимент по формированию удаленного отдела продаж. И если кандидатов найти было не так сложно, то довести их до обучения уже была задачка со «звездочкой». Люди просто исчезали. А те, кто все-таки дошел до обучения и успешно его прошел, не закреплялись. При этом силы наставников расходовались вдвое больше на бесконечных зумах. В итоге эксперимент закрыли. При этом, когда нескольким сотрудникам отдела продаж из Москвы предложили перейти на удаленку, они отказались. Так что, на офисе в столице сэкономить тоже не удалось.
Как рассказал Вадим Филатов, совладелец и заместитель генерального директора ПЭК, большинство сотрудников компании работают в офисах, исключение могут сделать только с учетом потребностей и обстоятельств. При этом, чтобы обеспечить клиентскую поддержку не только в России, но и странах СНГ, развиваются колл-центры в Беларуси и Таджикистане. Постоянные затраты на такие площадки в среднем на 15% меньше, чем в РФ за счет сниженной стоимости аренды помещений и ФОТ персонала.
Ирина Пак, HR-директор 3PL-оператора NC Logistic, уверена, что внедрение удаленки не сможет как-то сократить затраты логистов на персонал, ведь основная потребность в сотрудниках сосредоточена в центре — в Московском регионе, где зарплаты априори выше средних по стране. Оптимизировать расходы на ФОТ в компании удается за счет автоматизации производственных процессов.
«У нас дистанционно могут работать сотрудники бэк-офиса, клиентской службы, бухгалтерии и кадровые специалисты, которые по телефону ведут коммуникацию с клиентами и персоналом из разных регионов. Удаленный формат возможен благодаря наличию ERP- и CRM-систем, сервисов ЭДО и КЭДО. Мы также предлагаем гибридный график. Эту опцию стоит рассматривать, скорее, как элемент корпоративной культуры, как способ мотивации и поддержания лояльности сотрудников», — добавила Ирина Пак.
Роман Судоргин также предположил, что проблема нелюбви к удаленным сотрудникам кроется в ограниченных возможностях контроля за ними, которые могут в рабочее время подрабатывать или заниматься своими проектами. Еще одна сложность — это вопросы безопасности домашнего компьютера сотрудника, через который злоумышленники могут получить доступ к корпоративной сети. Проблемой крупные компании видят и отсутствие корпоративного духа.
«В то же время логистика — это не только крупные федеральные компании, но и множество малых и средних игроков. Такие компании не могут отметать возможности экономии средств, которую предполагает удаленная работа — в первую очередь это возможность найма сотрудников в регионах с более низкой зарплатой, а также отсутствие географических ограничений при наборе команды, во вторую — отсутствие арендной платы за офис. Учитывая, во-первых изначальную предрасположенность логистики к удалённым форматам, во-вторых ее низкую маржинальность, думаю такой вариант будет вполне жизнеспособен», — добавил Роман Судоргин.
Следующим шагом по оптимизации издержек после удаленного формата может стать внедрение ИИ для выполнения рутинных задач. Подобные тенденции вкупе с использованием беспилотников в среднесрочной перспективе могут превратить логистику в одну из наиболее технологичных инфраструктурных отраслей России.