Ирония судьбы заключается в том, что герой моей истории, которого мы условно назовем Иван, далеко не новичок в разработке, а вполне высококлассный специалист, отличающейся крайней добросовестностью. Иван всегда демонстрировал максимальную самоотдачу, независимо от бюджета.
Тактика Ивана заключалась в том, чтобы как можно скорее получить заказы через фриланс, установив на свои услуги заниженный ценник. Этот метод действительно работал — заказы пошли и одним из них оказался заказ нашего Клиента. Иван радовался своевременному заказу, я радовалась такому классному специалисту, наш Клиент радовался недорогой ставке Ивана.
Стремление заказчиков сэкономить вполне естественно: стоит ли платить разработчику солидную сумму, если можно найти «такого же» специалиста в несколько раз дешевле? И ведь найти его вполне реально, как оказалось.
Но давайте представим, что вы почувствуете, если однажды начнете получать в 2-3 раза меньше, чем могли бы? То есть в 2-3 раза меньше, чем объективно составляет ваша профессиональная ценность? Вероятно, вы бы потеряли энтузиазм в работе, либо стали бы искать дополнительные подработки, особенно если вы компетентны. Наш проект не был для Ивана единственным, еще до получения заказа от нашего Клиента, он уже был вовлечен в ряд других проектов.
Разработка сайта/приложения/сервиса — это многогранный мыслительный процесс, где нужно учесть огромное количество факторов и переменных. Похоже на эффект бабочки: добавляешь всего одну галочку, а она запускает целый каскад доработок в админ панели, согласований с федеральными законами, ещё плюс одну страницу в ТЗ, пару часов в разработку дизайна, пару дней в разработку кода и тестирование работы этой «галочки» на всех платформах.
Даже несмотря на такую нагрузку, разработчики, которые зарабатывают меньше чем положено за свой тяжёлый труд, начинают искать подработки. Зачастую к этому толкает и необходимость достойно содержать семью, выплачивать ипотеку и кредиты. Шабашка тут, подработка там, и вот уже рабочий день из 8-мичасового становится 12-13-14-часовым, наш разработчик ведрами пьет кофе, работает, но теперь получает больше. Он устает все сильнее, сказывается недосыпание, появляется отставание по проектам. И вот уже ваш самый-срочный-и-лучший-проект уже всего лишь один-из-нескольких-других-проектов, и пишется разработчиком под лозунгом «лишь бы выжить».
Взявшись за работу, обзаведясь договоренностями, обязанностями и финансовыми перспективами, Иван уже не мог бросить какой-либо из проектов на полпути. К тому же этого ему не позволяли совесть и чувство долга. И теперь, даже если переступить через свои принципы и поднять изначально оговоренную ставку — это ведь никак не разгрузит график, а только увеличит ответственность.
Все закончилось внезапно и без счастливого конца. В один из понедельников Иван просто не вышел на работу, ведь он попал в больницу в состоянии сильного стресса и эмоционального истощения. Дозвониться и узнать весь «бэкграунд» случившегося я смогла лишь через несколько дней, когда родственники вернули Ивану телефон.
А пока вы можете представить себе ту ситуацию: простой в работе, проходящий дедлайн, горящие сроки и послесроки, которые «совсем на всякий случай» и молчащий телефон разработчика. Остается лишь писать десятки сообщений и бесплодно звонить каждые полчаса.
Мне срочно пришлось искать замену, и я благодарю судьбу за то, что нужные знакомства у меня тогда уже были. С тех пор в моей компании действует нерушимый принцип: «одна команда — один проект». Всецело посвятив профессиональные ресурсы одному конкретному проекту вы точно не подведете ни себя, ни своего Клиента. Распылять свои силы, заниматься сторонними проектами («левачить» по нашему) — строго запрещено.
Советы заказчикам и работникам Возможно, кто-то скажет, что я «дую на воду» и полностью исключать сегмент фриланса нельзя. Я же отвечу, что вы можете привлекать таких работников, но на свой риск, а бизнес лишних рисков не любит. Хорошая экономия — это экономия без рисков, которая никогда не обернется катастрофой. Как оказалось, производственные травмы — вещь многогранная и техника безопасности нужна даже в умственном труде.
Набирая сотрудников в проект, всегда стоит изучать портфолио работника. И тут «на сцену выходит» одно из главных преимуществ компаний разработки — все портфолио собраны в одном месте, в рамках давно устоявшейся слаженной команды. Кроме индивидуальных компетенций, информация о завершенных командой проектах дает представление о компетенции самой команды как единого целого. К тому же эффективный внутренний регламент с многоэтапным контролем за работой — обязательная практика в успешных компаниях.
Если же вы сами решили встать на непростой, но благородный путь разработчика, то я и мои ребята рекомендуем вам:
Не имея достаточного опыта, всегда старайтесь влиться в коллектив, где уже есть люди гораздо опытнее вас: Middle и Senior-разработчики, готовые не просто контролировать вас, но и давать практические советы. Вы не только обзаведетесь связями и сможете получать от команды помощь, но и получите ценнейшие навыки. Так вы не столкнетесь с нерешаемыми для вас проблемами. Это и воодушевит вас и ускорит профессиональный рост. Осторожно относитесь к сверхурочной работе, в идеале ваш рабочий процесс должен быть построен так, чтобы необходимости в ней не было. В противном случае — рабочий процесс не вполне эффективен, и надо либо умерить трудовые аппетиты, либо определить и исправить свои ошибки. Не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если дело кажется пустяковым. В нашем деле на мелочах построено если не все, то очень многое. Цена ошибки всегда выше, чем задетая профессиональная гордость :) Не требуйте от себя успеха прямо здесь и сейчас, особенно в начале трудового пути. Признание ваших навыков — это блюдо, которое подают холодным, в маринаде из опыта (аж попробовать захотелось!) :) Не игнорируйте своих друзей и семью, не пропускайте важные события. Разделяйте работу и жизнь, даже если живете своей работой. Придерживайтесь графика работы, устанавливайте правильные границы в отношениях с коллегами. Вы должны быть хорошими приятелями или даже друзьями, но дружеское общение не должно отвлекать вас от работы. Уж тем более нельзя допускать панибратства. Даже фанаты своего дела могут притупить к нему вкус, занимаясь им слишком долго. Находите разные источники вдохновения для работы в IT. Тема весьма благодатная: фильмы, игры, книги и музыка на тему киберкультуры, а также истории успеха знаменитых разработчиков у многих вызывают ассоциации-ориентиры и повышают мотивацию. С уважением, Громова Алена — основатель CREAZARD . Очень надеюсь, что моя история и советы будут вам полезны. Миру нужны только счастливые разработчики и заказчики, делающие мир лучше!
Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid: 2VtzqwwvjnN