Главное Авторские колонки Вакансии Образование
845 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

“Дешевые” специалисты. Экономия на разработчиках и ее последствия. Избегаем чужих грабель на живых примерах

Окупается ли экономия на персонале в IT-проектах? Речь в моей статье пойдет о проблеме подбора специалистов для IT-проектов и их эмоциональном выгорании. На моем реальном примере посмотрим, как верно подойти к выбору сотрудника, если вы заказчик или руководитель.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Кому будет полезна эта статья:

Тем, кто пока не имел опыта подбора разработчиков в свои проекты.

Тем, кто хочет избежать эмоционального выгорания, работая в сфере IT.


Громова Алена

А какое отношение к этому имею я? Да самое прямое. Зовут меня Громова Алена, я основатель компании по мобильной разработке CREAZARD. С момента основания моей компании в 2018 году, я успела поработать и с постоянными сотрудниками и с субподрядчиками, потому сравнить специфику могу. Более того, сама начинала с фриланса и о выгорании знаю не понаслышке.

Немного о выгорании в IT и его причинах

Любой, кого не спроси, представляет себе работу в IT как нечто престижное, интересное и высокооплачиваемое. И это действительно так, но иногда (скажу по личному опыту) айтишник многое бы отдал, чтобы тихо-спокойно разгружать составы с кирпичами и ни о чем не думать :)

Если уставшее тело восстанавливается относительно быстро, то с уставшей психикой все не так просто. Напряжение накапливается изо дня в день, суммируется и приводит к стрессу, что, в свою очередь, прямая дорожка к депрессии и выгоранию.

В сфере IT способствуют этому следующие факторы:

  1. Высокие требования к уровню профессионализма (любая ошибка всплывает, переделать огромный кусок работы можно даже из-за безобидного, казалось бы, просчета).
  2. Работа над сложными задачами и масштабными проектами (Типичное для сферы IT дело).
  3. Недостаточная обратная связь со стороны заказчика (особенно это выбивает из колеи начинающих фрилансеров, которые уверены, что заказчик должен сам все понимать и просто раздавать задачи).
  4. Сверхурочная работа (Часто, пытаясь решить свои проблемы и «подтянуть хвосты», новички обзаводятся еще парой-тройкой других проблем сверху).
  5. Страх перед дедлайном (у тех, кто сталкивается с «работой по жестким срокам» впервые, это может даже вызвать тревожность).
  6. Незапланированная работа по выходным (самые различные технические проблемы, возникающие по не зависящим от работника причинам).

Избежать подобного можно и нужно. Корень большинства таких проблем куда чаще лежит в поведении сотрудника, его подходу к работе, а не в самой работе.

Кто в зоне риска?


Выгореть рискует каждый, кто переоценивает свою стойкость, считая что «сон для слабаков», либо сталкивается с проблемой один на один и не получает своевременной компетентной помощи. Это, как правило, люди, не приспособленные к командной работе, специалисты-одиночки, ошибочно считающие, что знают и могут все. Конечно, самостоятельность — ценное качество, но командная работа куда важнее, и моя практика не раз это доказывала. Попросить помощи не стыдно, стыдно было бы не уложиться в бюджет и дедлайн.

Новичкам, к примеру, свойственна переоценка своих компетенций и/или желание впечатлить заказчика/руководителя, делая очень быстро и очень много. Заканчивается это, зачастую, печально для всей команды (помимо выгорания самого новичка). Исправление ошибок новичков — это отдельный вид искусства, и времени на него уходит иногда не меньше, чем на саму задачу. Кстати, именно поэтому в свою компанию я набираю разработчиков как минимум с 5-летним практическим опытом (пусть меня простят и поймут «джуны»).

Фрилансеры, по моим наблюдениям, ребята «голодные» и часто берут несколько заказов сразу, не посвящая себя на 100% ни одному из них, тем не менее сильно изнашивая свой трудовой ресурс. Но и те, кто работает на совесть, устают еще больше (сама через это прошла). Есть и такие, кто заинтересован в быстрой выплате, и хотят сдать работу как можно быстрее. Подобным образом легко допустить ошибку (а ошибки в нашем деле всегда критичны), и исправляя ее можно «выгореть» дотла.

Некий симбиоз из вышеперечисленного я видела собственными глазами на заре существования моей компании. С тех пор я решила отказаться от работы с субподрядчиками — фрилансерами, переведя компанию в полный цикл и собрав свою команду. Об этом случае моя история ниже.

История одного разработчика


Ирония судьбы заключается в том, что герой моей истории, которого мы условно назовем Иван, далеко не новичок в разработке, а вполне высококлассный специалист, отличающейся крайней добросовестностью. Иван всегда демонстрировал максимальную самоотдачу, независимо от бюджета.

Тактика Ивана заключалась в том, чтобы как можно скорее получить заказы через фриланс, установив на свои услуги заниженный ценник. Этот метод действительно работал — заказы пошли и одним из них оказался заказ нашего Клиента. Иван радовался своевременному заказу, я радовалась такому классному специалисту, наш Клиент радовался недорогой ставке Ивана.

Стремление заказчиков сэкономить вполне естественно: стоит ли платить разработчику солидную сумму, если можно найти «такого же» специалиста в несколько раз дешевле? И ведь найти его вполне реально, как оказалось.

Но давайте представим, что вы почувствуете, если однажды начнете получать в 2-3 раза меньше, чем могли бы? То есть в 2-3 раза меньше, чем объективно составляет ваша профессиональная ценность? Вероятно, вы бы потеряли энтузиазм в работе, либо стали бы искать дополнительные подработки, особенно если вы компетентны. Наш проект не был для Ивана единственным, еще до получения заказа от нашего Клиента, он уже был вовлечен в ряд других проектов.

Разработка сайта/приложения/сервиса — это многогранный мыслительный процесс, где нужно учесть огромное количество факторов и переменных. Похоже на эффект бабочки: добавляешь всего одну галочку, а она запускает целый каскад доработок в админ панели, согласований с федеральными законами, ещё плюс одну страницу в ТЗ, пару часов в разработку дизайна, пару дней в разработку кода и тестирование работы этой «галочки» на всех платформах.

Даже несмотря на такую нагрузку, разработчики, которые зарабатывают меньше чем положено за свой тяжёлый труд, начинают искать подработки. Зачастую к этому толкает и необходимость достойно содержать семью, выплачивать ипотеку и кредиты. Шабашка тут, подработка там, и вот уже рабочий день из 8-мичасового становится 12-13-14-часовым, наш разработчик ведрами пьет кофе, работает, но теперь получает больше. Он устает все сильнее, сказывается недосыпание, появляется отставание по проектам. И вот уже ваш самый-срочный-и-лучший-проект уже всего лишь один-из-нескольких-других-проектов, и пишется разработчиком под лозунгом «лишь бы выжить».

Взявшись за работу, обзаведясь договоренностями, обязанностями и финансовыми перспективами, Иван уже не мог бросить какой-либо из проектов на полпути. К тому же этого ему не позволяли совесть и чувство долга. И теперь, даже если переступить через свои принципы и поднять изначально оговоренную ставку — это ведь никак не разгрузит график, а только увеличит ответственность.

Все закончилось внезапно и без счастливого конца. В один из понедельников Иван просто не вышел на работу, ведь он попал в больницу в состоянии сильного стресса и эмоционального истощения. Дозвониться и узнать весь «бэкграунд» случившегося я смогла лишь через несколько дней, когда родственники вернули Ивану телефон.

А пока вы можете представить себе ту ситуацию: простой в работе, проходящий дедлайн, горящие сроки и послесроки, которые «совсем на всякий случай» и молчащий телефон разработчика. Остается лишь писать десятки сообщений и бесплодно звонить каждые полчаса.

Мне срочно пришлось искать замену, и я благодарю судьбу за то, что нужные знакомства у меня тогда уже были. С тех пор в моей компании действует нерушимый принцип: «одна команда — один проект». Всецело посвятив профессиональные ресурсы одному конкретному проекту вы точно не подведете ни себя, ни своего Клиента. Распылять свои силы, заниматься сторонними проектами («левачить» по нашему) — строго запрещено.

Советы заказчикам и работникам

Возможно, кто-то скажет, что я «дую на воду» и полностью исключать сегмент фриланса нельзя. Я же отвечу, что вы можете привлекать таких работников, но на свой риск, а бизнес лишних рисков не любит. Хорошая экономия — это экономия без рисков, которая никогда не обернется катастрофой. Как оказалось, производственные травмы — вещь многогранная и техника безопасности нужна даже в умственном труде.

Набирая сотрудников в проект, всегда стоит изучать портфолио работника. И тут «на сцену выходит» одно из главных преимуществ компаний разработки — все портфолио собраны в одном месте, в рамках давно устоявшейся слаженной команды. Кроме индивидуальных компетенций, информация о завершенных командой проектах дает представление о компетенции самой команды как единого целого. К тому же эффективный внутренний регламент с многоэтапным контролем за работой — обязательная практика в успешных компаниях.

Если же вы сами решили встать на непростой, но благородный путь разработчика, то я и мои ребята рекомендуем вам:

  1. Не имея достаточного опыта, всегда старайтесь влиться в коллектив, где уже есть люди гораздо опытнее вас: Middle и Senior-разработчики, готовые не просто контролировать вас, но и давать практические советы. Вы не только обзаведетесь связями и сможете получать от команды помощь, но и получите ценнейшие навыки. Так вы не столкнетесь с нерешаемыми для вас проблемами. Это и воодушевит вас и ускорит профессиональный рост.
  2. Осторожно относитесь к сверхурочной работе, в идеале ваш рабочий процесс должен быть построен так, чтобы необходимости в ней не было. В противном случае — рабочий процесс не вполне эффективен, и надо либо умерить трудовые аппетиты, либо определить и исправить свои ошибки.
  3. Не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если дело кажется пустяковым. В нашем деле на мелочах построено если не все, то очень многое. Цена ошибки всегда выше, чем задетая профессиональная гордость :)
  4. Не требуйте от себя успеха прямо здесь и сейчас, особенно в начале трудового пути. Признание ваших навыков — это блюдо, которое подают холодным, в маринаде из опыта (аж попробовать захотелось!) :)
  5. Не игнорируйте своих друзей и семью, не пропускайте важные события. Разделяйте работу и жизнь, даже если живете своей работой.
  6. Придерживайтесь графика работы, устанавливайте правильные границы в отношениях с коллегами. Вы должны быть хорошими приятелями или даже друзьями, но дружеское общение не должно отвлекать вас от работы. Уж тем более нельзя допускать панибратства.
  7. Даже фанаты своего дела могут притупить к нему вкус, занимаясь им слишком долго. Находите разные источники вдохновения для работы в IT. Тема весьма благодатная: фильмы, игры, книги и музыка на тему киберкультуры, а также истории успеха знаменитых разработчиков у многих вызывают ассоциации-ориентиры и повышают мотивацию.

С уважением, Громова Алена — основатель CREAZARD. Очень надеюсь, что моя история и советы будут вам полезны. Миру нужны только счастливые разработчики и заказчики, делающие мир лучше!

Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid: 2VtzqwwvjnN

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.