Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
536 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Борьба с коррупцией: комплекс мер, принимаемых в Республике Беларусь

Коррупционные проявления характерны для экономики любой страны - не стало исключением и наше государство. Однако совместными усилиями правоохранительного блока факты коррупции в Беларуси удалось если не свести на нет, то значительно уменьшить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В нашей стране создана необходимая нормативно-правовая база, на основе которой специалисты эффективно борются с коррупционными проявлениями внутри государства и активно сотрудничают на международной арене. Благодаря принимаемым усилиям сдерживания и ранней профилактики, коррупция не превышает 2% в структуре общей преступности.


Борьба с коррупцией

За минувший год выявлено 720 коррупционных преступлений, к ответственности привлечено 623 лица, их совершивших. Возмещение вреда за коррупционные преступления в течение последних нескольких лет в среднем по республике составляет порядка 50%.

В рамках уголовного преследования накладывается арест на имущество коррупционеров, ведется поиск коррупционных активов и за пределами республики. Правоохранительные органы сориентированы на выявление не единичных фактов бытовой коррупции, а преступных схем в стратегических сферах экономики и государственном управлении.

Наиболее подверженными коррупционным проявлениям стали сельское хозяйство, промышленность, торговля и сфера государственного управления. Каждое второе экономическое преступление в Беларуси — это взятка. Около 70% подкупа выявляется в закупочной деятельности, исполнении договоров и оказании иного покровительства, так называемого «крышевания», коммерческим структурам.

За два последних года пресечена противоправная деятельность 27 должностных лиц, занимающих ответственное положение в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, банковском и государственном управлении.

Сотрудники правоохранительных органов полагают коррупционные преступления в нашей стране недопустимыми. Чиновники представляют особую опасность для государства. А вовлечению руководящих кадров в коррупционную деятельность способствует ряд проблем.

В их числе — недостаточная эффективность ведомственного контроля, формальная и безучастная в ряде случаев позиция представителей государства, недостатки подбора и расстановки кадров.

Только в текущем году органы прокуратуры провели 565 проверок по исполнению антикоррупционного законодательства. В связи с допущенными нарушениями, к ответственности привлечено более 2000 руководителей и специалистов.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют, что наиболее распространенными недостатками и нарушениями являются:

1. Слабая профилактическая работа в организациях, несоблюдение должностными лицами антикоррупционных ограничений, в том числе на занятия предпринимательской деятельностью вне основного места работы.

2. Совместная работа близких родственников, неправомерное принятие подарков в связи с занимаемой должностью.

3. Использование служебного имущества в личных целях и отклонения от установленных законодательством процедур закупочной деятельности.

По требованию прокуратуры организаторами изменено проведение порядка 330 процедур закупок в которых обнаружены существенные тендерные «поблажки» на общую сумму свыше 50 млн белорусских рублей.

Сквозь призму международного сотрудничества можно увидеть, что нередко к коррупции оказываются причастны представители зарубежных компаний и предприятий с доминирующей долей иностранного капитала.

В рамках развития международного сотрудничества сотрудниками прокуратуры освоены новые направления взаимодействия с иностранными коллегами: теперь за пределами республики преследуют не только коррупционеров — физических лиц, но и субъекты хозяйствования для применения к ним штрафных санкций в иностранных юрисдикциях.

Касаемо белорусских компаний следует отметить, что с момента введения в нашей стране административной ответственности за подкуп должностных лиц, по инициативе органов прокуратуры привлечено к ответственности 70 фигурантов.

Эффективность противодействия коррупции требует комплексного подхода. Главой государства разработана стратегия борьбы с коррупцией, в которой нашли свои отражения основополагающие направления деятельности, где важное значение отведено общественным институтам.

И это неспроста: противодействовать в полной мере данному явлению исключительно силами правоохранительных органов весьма затруднительно. Только вовлекая в работу широкий круг общественных институтов, можно вести речь об эффективности противодействия.

При этом важно понимать, что противодействие коррупции — это не только работа правоохранительного блока, но и задача широкой общественности, в том числе трудовых коллективов, у которых должна быть сформирована нетерпимость к коррупционным проявлениям. Особую значимость в противодействии коррупции на предприятиях имеют руководители организаций.

Они обязаны обеспечить выявление и устранение имеющихся коррупционных рисков — тех обстоятельств, которые создают для работников возможность незаконно использовать свое должностное положение в целях получения выгод.

Можно выделить следующие причины и условия коррупционных преступлений: нецелевое и неэффективное расходование финансовых средств организации. К примеру, оплата затрат и услуг, на которые не выделялись денежные средства либо расходование средств сверх выделенных лимитов.

Причиной коррупционных преступлений также является нарушение порядка организации проведения государственных закупок. Косвенная причина — необеспечение должной охраны материальных ценностей на предприятии, отсутствие сигнализации на объекте, который содержит такие ценности.

Одной из причин являются нарушения в области оплаты труда — к примеру, необоснованные выплаты за совмещение должностей, оплата за работу в выходные и праздничные дни при отсутствии приказов, необоснованно высокое возмещение командировочных расходов.

При этом важно осознавать, что в большей степени коррупционные преступления относятся к категории тяжких, срок давности за которые превышает 15 лет. Должностное лицо обязано понимать, что совершив преступление, ему придется длительное время находиться на «пороховой бочке» — ведь все тайное становится явным.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.